Главная
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательная программа учреждения
Методические документы
Аннотации к образовательным программам
Программы
Юные исследователи природы
Я и моё здоровье
Экодизайн
В мире животных
Зеленый океан
Тропинка
Дорога творчества
Экология для любознательных
Экологи-Туристы-Исследователи
Поющая гитара
Расписание
Руководство. Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Программа развития
Новости
Мероприятия и конкурсы
ЛОК
Дорожная безопасность
Исследования школьников
Методическая гостиная
Для Вас, родители!
Фотогалерея
Поиск
Полезные ссылки
Вопрос-ответ
GISMETEO: Погода по г. Березники

Пояснительная записка образовательной программы «Экология для любознательных»

До недавнего времени большинство людей имело лишь самые общие представления о нашей планете как целостной сбалансированной системе.  Ныне многие осознают: дальнейшее наращивание антропогенных нагрузок может уничтожить все живое на Земле. Есть ли выход из создавшегося положения? Есть, если каждый человек задумается над этими проблемами и со всей ответственностью наладит хозяйство в нашем общем доме – Земля. Каждый человек с самого раннего  детства должен привыкать к мысли, что труд, поведение, любое действие в природе могут принести не только пользу, но и вред. Поэтому необходимо экологическое образование всего населения, в особенности подрастающего поколения.    

Многие младшие школьники чаще всего имеют негативный экологический опыт. Они наблюдают мусорные свалки, создаваемые взрослыми, жестокое отношение к животным, безответственность по отношению к окружающим лесам, паркам, наблюдают пассивность и равнодушие взрослых по отношению к природе. Исследования ученых показали, что негативный опыт формирует ошибочные представления детей об окружающей среде, происходит привыкание к неблагополучной ситуации. Общение с окружающим миром, миром природы часто ограничено, что негативно сказывается на формировании личности младшего школьника, его ценностных ориентаций.

Программа «Экология для любознательныхМаленькие экологи» поможет  накоплению у воспитанников как знаний о природе и взаимосвязях её с окружающим миром, так и  положительного экологического опыта,  развитию способности к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, потребности в общении с растениями и животными.

При работе над составлением программы были изучены следующие программы для младших школьников:

  • Типовые программы сборника «Исследователи природы». М.: Просвещение, 1977 г.:  

               «Кружок юных натуралистов»

               «Кружок по охране природы»

               «Кружок юных ботаников»

               «Кружок растениеводов»;

  • Школьная программа "Природоведение в начальных классах"
  • Программа факультативного курса «Экология для младших школьников». – М.: Просвещение, 1993, авт. Плешаков А. А.
  • Программа курса «Земляне и природа». – М.: Просвещение, 1994, авт. Вильчанская Л. Н.
  • Природа. Человек. Культура. Экологическое образование школьников: концепция и комплект программ факультативных курсов III(IV) – XI классы. – М., 2001, авт. Самкова В. А.
  • Программа дополнительного образования «Путешествие в мир природы». – Пермь, 2006, авт. Овчинникова Е.Н., Пронина Н.А., Устюгова Н.А., Эршон В.Г.

Программа «Экология для любознательных» состоит из трех программ-модулей

  • «Маленькие экологи»,
  • «Экология растений»,
  • «Природа и человек», продолжительностью реализации 1 год каждая, которые имеют одни целевые установки и ориентации, и взаимно дополняют друг друга в содержательной части. 

Цель программы: создание условий для активизации  познавательных и творческих потребностей  детей с целью развития   личности ребенка,  развития экологического  мышления и формирования основ экологической культуры.

Программа «Экология для любознательных» рассчитана на учащихся в возрасте 7-12 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по  2  часа. Количественный состав группы 12 - 15 человек.

Реализация данной программы возможна в рамках внеурочной деятельности в условиях ФГОС.

Программа основывается на знаниях детей, полученных в детском саду, школе,  из средств массовой информации и популярной литературы. Актуальность данной программы в том, что она формирует у детей систему представлений  об экологических ценностях, позволяет освоить учащимся научно обоснованные способы взаимодействия с природными  объектами. Кроме того, программа   развивает   мыслительную деятельность, позволяя глубже познавать окружающую природу, уметь объяснить природные явления, особенности поведения животных,  приспособления живых организмов к условиям среды обитания. Это не только создает дополнительные возможности для личностного развития каждого обучающегося, но и формирует убеждение в духовной ценности мира природы и потребность в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на защиту природного окружения.

Целевые установки и ориентации

  • Природа рассматривается не столько как «окружающая среда», а в большей степени как «мир природы». Именно по отношению к «миру природы»  люди могут проявлять свои чувства (жалость, сопереживание, сострадание, восхищение, удивление…) и принимать «мир природы» как личную, а не только как объективную  ценность.
  • Формирование основного мотива жизни и деятельности:  познание окружающего мира и себя в нем, самоутверждение, самовыражение в творчестве.
  • Утверждение в ребенке стремления к  доброте, честности, ответственности, желания самому нести в жизнь прекрасное и доброе
  • Развитие творческих способностей, фантазии, воображения, художественного вкуса в разнообразных видах деятельности.
  • Воспитание активной позиции по отношению к природе, стремлению вносить свой посильный вклад для её сохранения.

 Программа носит развивающий характер, так как ориентируется на следующие положения:

1.            Образовательный процесс направлен на развитие познавательных, эмоциональных, нравственных способностей  и качеств учащихся, а не на стандартное воспроизведение минимума готовых истин.

2.            Усвоение знаний и приобретение навыков является не целью, а средством образовательного процесса, способствующим развитию учащихся.

3.            Взаимоотношения «педагог – обучающийся» строятся на принципах сотрудничества.

4.            Предполагается  использовать инновационные технологии, основанные на нетрадиционных психолого-педагогических методах (интерактивные и имитационные экологические игры, эколого-психологические тренинги, образование на основе жизненного опыта и т.д.)

5.            Каждому учащемуся обеспечивается возможность стать субъектом своего собственного развития, проявить себя в разных видах творческой деятельности.

 Методические рекомендации.

При реализации данной программы следует обратить внимание на преподнесение материала с точки зрения экологии, то есть раскрывать зависимость явлений от друга, взаимосвязь живых организмов и неживой природы. Для преподнесения материалов использовать проблемные вопросы и проблемные ситуации для развития мыслительной деятельности детей и активизации их познавательной активности. Необходимо побуждать детей к  познанию окружающего мира. Следует использовать интерактивные экологические  игры, имитационные игры, приемы развивающего обучения – ТРИЗ (системный оператор, прием эмпатии, карты Проппа,  сказкотерапии и т.д.),  Хорошие результаты дает применение игровых и занимательных моментов, игр-соревнований, игр –путешествий, использование большого количества наглядного материала: таблиц, гербариев, коллекций, натуральных объектов, иллюстраций, дидактических карточек-заданий, использование микроскопа. В программе предусмотрен показ диафильмов, видео и ДVД фильмов, прослушивание звуков природы. Проведение занятий-экскурсий в природу дает наибольший познавательный и эмоциональный эффект, так как дает возможность  непосредственного взаимодействия с объектами природы. Большое значение уделяется развитию наблюдательности: ведение наблюдений за погодой, за животными, за растениями, фенонаблюдения.

При реализации программы необходимо использовать личностно-ориентированный подход к детям, учитывая их индивидуальные потребности, особенности и склонности, предоставить возможность каждому ребенку проявить себя в разных видах творческой деятельности, создавая ситуацию успеха. При организации исследовательской работы детей педагог может менять темы наблюдений, исследований и опытов, увеличивать их число в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Следует использовать метод проектов для организации   исследовательской работы, это будет способствовать развитию  познавательной и творческой активности воспитанников.

Органичной составляющей данной программы является общестанционный компонент - .     Учебно-тематический план программы «Экология для любознательныхРасти здоровым» каждого года обучения  дополняется разделом «Общестанционный компонент».  Программа реализуется на Станции юных натуралистов г.Березники,  учреждении эколого-биологического профиля. В учреждении функционирует программа  общестанционного компонента  «Через природоохранную деятельность к нравственному становлению», которая является составляющей любой образовательной программы и носит региональный характер,  включает вопросы практической природоохранной деятельности детей, экологического,  нравственного, патриотического воспитания детей и формирования ЗОЖ. Общестанционный компонент включается  в учебно-тематический план образовательной программы, дополняет её, решая задачи   по формированию представлений по экологическим проблемам и традициям города, края   и приобретению детьми собственного опыта деятельности в области охраны природы, а также создает предпосылки для укрепления нравственного и физического здоровья обучающихся. Занятия распределяются в течение года в соответствии с календарем традиционных мероприятий.  

Занятия по программе проводятся  2  раза в неделю по  2  часа. Количественный состав детей в группе  15  человек.Условия реализация программы

1. Материалы: цветная бумага, бархатная бумага, засушенные листья, ветки, шишки, коряги, семена  растений, пух, бросовый материал (пластиковые бутылки, крышки, коробочки), клей ПВА, клей «Момент».

 2. Оборудование:  компьютер, проектор, электронный микроскоп, школьный микроскоп, лупы, экран, снегомер, бинокль, телевизор, ДVД .

 3. ДVД:  «КООАП» 2 выпуска, «Лиса – всему лесу краса», «Поэма о древе», «Хищные животные», «Империя чужих», «Особо охраняемые природные территории Красновишерского района», «Голоса птиц России», «Секреты окружающего мира для маленьких натуралистов», «Березниковский видеоальбом», «Времена года по-Кержински» (часть 1 и 2), «Приключения капли воды», «Твои веселые друзья зверята», «Век глупцов» (по энергосбережению).

4.Компьютерные презентации: «Первый озеленитель города Березники», «Животные в городах гербов России», «Животные и растения в гербах городов мира», «Страницы истории озеленения города Березники», «Цветочное лето от станции юных натуралистов»,  «История березниковских улиц», «Деревья уральского леса» и др.

5. Живые объекты: животные зооуголка и комнатные растения.

6.  Чучела птиц: ястреб, дрозд, ворона, сорока, голубь, глухарь, тетерев, рябчик,  утка, лебедь, журавль.

7.Гербарий древесных и травянистых растений, коллекции шишек и семян.

8.Наглядные пособия: фотоиллюстрации, таблицы, карточки, наборы открыток, агитационные плакаты, статьи из газет и журналов.

Способы отслеживания результатов освоения программы

Для итоговой диагностики уровня знаний кружковцев разработаны:

  • к каждому году обучения зачетные вопросы по темам программы;
  • тесты-задания для отслеживания уровня полученных  умений и навыков.

Для отслеживания уровня усвоения программы предполагается проводить анализ участия кружковцев в выставках, конференциях, конкурсах творческих работ, рефератов, проектов:

  • работ, оформленных в кружке по итогам изученной темы,
  • общестанционных,
  • городских,
  • российских и т. д.

Для текущей диагностики уровня усвоения изучаемого материала предполагается к каждой теме и поурочно разработать:

- тесты,

- викторины,

- кроссворды,

 

- карточки-задания, тесты-задания для отслеживания практических умений и навыков.

МОДУЛЬ I.

Учебно-тематический план образовательной программы «Маленькие экологи»

 

 

№ п/п

 

Темы занятий

 

Количество часов

всего

теория

практика

экскурсии

1

Введение

2

2

 

 

2

Осень в природе

22

9

9

4

3

Маленькие экологи

26

11

11

4

4

Зима в природе

12

5

5

2

5

У нас дома живой уголок

40

16

20

4

6

Охрана природы

12

5

5

2

7

Весна в природе

14

6

6

2

8

Общестанционный компонент

14

7

7

 

9

Итоговое занятие

2

 

2

 

Итого

144

61

65

18

МОДУЛЬ II.

Учебно-тематический  план образовательной программы «Экология растений»

 

№ п/п

 

Название темы

Количество часов

всего

теория

прак-тика

экскур-сии

1

Вводное занятие

2

2

-

-

2

Осень в природе и в жизни растений

15

6

7

2

3

Экологические особенности растений, их приспособления к условиям среды обитания.

21

12

8

1

4

Значение растений для человека

27

13

11

3

5

Зима в природе и в жизни растений

15

7

7

1

6

Чудесное разнообразие растений

17

6

8

3

7

Весна в природе и в жизни растений

17

6

9

2

8

Охрана растений

12

6 

6

-

9

Общестанционный компонент

18

6

8

4

 

Итого

144

64

64

16

МОДУЛЬ III.

Учебно-тематический план образовательной программы «Природа и человек»

 

Темы занятий

Количество часов

всего

теория

практика

экскурсии

1

Введение

2

2

 

 

2

Природа в представлении разных народов

20

9

9

2

3

История озеленения и современное состояние зеленых насаждений  г. Березники

14

5

5

4

4

Растения и животные в геральдической символике

14

7

7

 

5

Растения в жизни человека

20

8

8

4

6

Животные и человек

20

9

9

2

7

Маленькие экологи. Почему и как решаются экологические проблемы

16

8

8

 

8

Охрана природы в Прикамье

16

6

6

4

9

Общестанционный компонент:

Операция «Синица»

Операция «Вместо елки»

Операция «Скворец»

Операция «Подснежник»

20

4

6

6

4

 

2

2

2

2

 

2

2

 

2

2

2

2

10

Итоговое занятие

2

 

2

 

 

Итого

144

62

58

24

618419, Пермский край
г.Березники
ул.Большевистская, дом 35
телефон (3424) 27-60-77
e-mail: synberez-35@yandex.ru
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов»