Пояснительная записка
Привлечение детей и подростков к творчеству является одним из путей удовлетворения их личных потребностей, обеспечения развития индивидуальных способностей, расширения объема знаний, допрофессиональной подготовки, решения проблем общения с ровесниками, содержательной и здоровой организации свободного времени, которых требует современное общество.
Программа рассчитана на ознакомление с различными видами декорирования (природными и синтетическими материалами), подготовку школьников к самостоятельному изготовлению эскизов, декоративных композиций и совершенствованию своих умений при отделке вещей, которые имеют практическое применение.
Программа содержит необходимые теоретические сведения о разных видах прикладного искусства, современных и традиционных технологиях. Значительное внимание уделяют формированию знаний и представлений о бережном отношении к природе, экологически обоснованном использовании ресурсов. Большое внимание уделяется знакомству с традициями народов России, народным традиционным сувенирам, изготовлению подарков к Рождеству, Пасхе, Дням Матери, Отца, Дню Пожилого человека и другим: пасхальных яиц, народной куклы и других.
Любимое занятие побуждает детей самостоятельно работать дома, пользоваться дополнительной литературой, Internet-сайтами, развивает любознательность и настойчивость. Научить детей самостоятельно работать, творить, в то же время помнить об экологическом содержании своей работы, — одна из важнейших задач, которые поставлены данной программой.
Программой предусматривает работу детей над собственными проектами. Защита ученических проектов стимулирует их деятельность и увеличивает значимость изготовленных композиций.
Образовательная программа «Экодизайн» предусматривает внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий, а именно использование деятельностного подхода в эколого-эстетическом воспитании детей и подростков. Содержание теоретических сведений соответствует практическим работам по каждой теме программы. Данный вариант программы рассчитан на 2 года обучения. Программа разработана для детей 9 — 14 лет, наполняемость группы — 12-15 человек. Занятия проводятся как со всей группой, так и по подгруппам, а также индивидуально при подготовке детей к конкурсам, фестивалям, олимпиадам. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 2-3 часа, Объем учебных часов в год - 216.
Ожидаемый результат освоения программы
Обучающиеся смогут узнать:
• общие правила внутреннего распорядка, безопасного труда, противопожарные правила, правила гигиены и производственной санитарии, порядок предоставления первой помощи;
• безопасные приемы работы ручными инструментами: ножницами, иглой, пинцетом, ножом для картона;
• виды материалов для художественной обработки и их свойства (фактура, текстура);
• правила заготовки, хранения и использования природных материалов;
• основные приемы преобразования природных форм, бросового материала в декоративные изделия;
• основные сведения о давних славянских традициях, верованиях и отображение народных традиций в искусстве;
• способы использования для украшения интерьера традиционных и современных декоративных элементов;
• названия и особенности художественных техник, которые являются личностно ценностными для учащихся;
• характеристики и применение разнофактурных материалов в декоре;
• свойства природных и синтетических полимерных материалов и способы их использования в декоре;
• основы дизайнерской и изобретательской деятельности;
• методику конструирования и изготовления декоративных изделий и композиций по собственным проектам.
Обучающиеся смогут научиться:
• правильно организовывать рабочее место, пользоваться первичными средствами пожаротушение, оказывать первую помощь;
• выбирать вертикальное, горизонтальное или другое размещение плоскости изображения в соответствии с замыслом; выделять главные элементы композиции (увеличенным планом, центром изображения);
• различать и определять разные виды природных и синтетических материалов;
• пользоваться ручными инструментами для обработки разных материалов и безопасно их использовать;
• изготавливать элементарные декоративные композиции из природных и синтетических материалов;
• воспроизводить увиденные композиции и создавать собственные, экспериментировать с альтернативными материалами;
• выбирать материалы, инструменты и приспособления в зависимости от художественно-трудовых задач;
• конструировать и моделировать из разных материалов в техниках декупажа, аппликации, вышивки лентами, плетения, бумагопластики и пр.;
• распределять обязанности во время коллективной работы в составе творческих групп;
• пользоваться справочной литературой, Интернетом;
• проводить презентации и защиту собственных проектов, организовывать выставки, оценивать собственные изделия и результаты труда других учеников.
Учебно-тематический план образовательной программы «ЭКОДИЗАЙН»
Первый год обучения
№
|
Наименование темы
|
Всего часов
|
из них
|
теория
|
практика
|
|
Организационное занятие
|
2
|
2
|
-
|
1
|
Поделки из природного материала
|
10
|
2
|
8
|
2
|
Основы декупажа
|
34
|
10
|
24
|
3
|
Бумажные цветы
|
12
|
2
|
10
|
4
|
Цветы из остатков ткани и лент
|
10
|
2
|
8
|
5
|
Плетение из бумажных трубочек
|
20
|
4
|
16
|
6
|
Узоры и орнаменты из бумаги
|
16
|
6
|
10
|
7
|
Поделки из бросового материала
|
22
|
2
|
20
|
8
|
Общестанционный компонент
|
16
|
-
|
16
|
|
Итоговое занятие
|
2
|
2
|
-
|
|
ВСЕГО ЧАСОВ
|
144
|
32
|
112
|
|