Главная
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательная программа учреждения
Методические документы
Аннотации к образовательным программам
Программы
Юные исследователи природы
Я и моё здоровье
Экодизайн
В мире животных
Зеленый океан
Тропинка
Дорога творчества
Экология для любознательных
Экологи-Туристы-Исследователи
Поющая гитара
Расписание
Руководство. Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Программа развития
Новости
Мероприятия и конкурсы
ЛОК
Дорожная безопасность
Исследования школьников
Методическая гостиная
Для Вас, родители!
Фотогалерея
Поиск
Полезные ссылки
Вопрос-ответ
GISMETEO: Погода по г. Березники

Пояснительная записка

Изучение учеными состояния экологического воспитания школьников позволило выявить крайне ограниченные возможности ребенка вступать в непосредственный контакт с природой, что происходит в результате замкнутости образовательного процесса стенами школы, бедностью практической экспериментальной базы образовательных учреждений. Одним из современных средств решения данной проблемы является учебно-исследовательская деятельность. Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческих и  исследовательских задач.                

Программа строится на принципах:

  •  природосообразности;
  •  учета регионального компонента;
  •  использования интегративного подхода к постижению мира (базируется на образовательных областях «естествознания», «экология», «социональная практика», «лесоведение», «ботаника», «зоология»;
  • личностно-ориентированного образования;
  • психолого-педагогических основ формирования субъективно-этического отношения к природе.

Цель программы: создание условий для развития практических исследовательских навыков у школьников, расширения эколого-биологических знаний, формирования опыта экологически сообразного взаимодействия с природой, развития познавательных способностей учащихся.

Цель достигается решением следующих задач:

         обучающие:

· актуализировать и расширить знания учащихся об экологии, биологии, краеведении, о видовом разнообразии растений и животных своей местности;

· обучать умениям вести комплексное описание биоценоза;

· формировать основы экологических знаний и экологического мышления.

         воспитательные:

· формировать ценностные ориентации к природе, тренировать приемы диалогового общения с объектами природы;

· воспитывать навыки экологически ориентированного поведения и рационального природопользования в природоохранной и созидательной деятельности;

· воспитывать готовность передать свои знания и умения другим людям;

· воспитывать культуру общения детей и их коммуникабельность.

         развивающие:

· развивать у детей интерес к живой и неживой природе;

· развивать внимание, наблюдательность, память, пространственное мышление;

· развивать чувства детей и эстетическое восприятие окружающей природы;

· развивать способность к эмпатии, идентификации с объектами природы, рефлексии;

· развивать речевую культуру детей и коммуникативные навыки;

· предоставить возможность попробовать себя в разных сферах деятельности и различных социальных ролях.

Программа носит развивающий характер, так как ориентируется на следующие положения:

1. Образовательный процесс направлен на развитие познавательных, эмоциональных, нравственных способностей и качеств учащихся, а не на стандартное воспроизведение минимума готовых истин.

2. Усвоение знаний и приобретение навыков является не целью, а средством образовательного процесса, способствующим развитию учащихся.

3. Взаимоотношения «педагог – обучающийся» строятся на принципах сотрудничества.

4. Предполагается использовать инновационные технологии, основанные на нетрадиционных психолого-педагогических методах (интерактивные и имитационные экологические игры, эколого-психологические тренинги, образование на основе жизненного опыта и практической деятельности и т.д.)

5. Каждому учащемуся предоставляется возможность проявить себя в разных видах исследовательской деятельности.

Программа основывается на знаниях детей, полученных в школе,  из средств массовой информации и популярной литературы. Программа направлена на углубление и расширение знаний учащихся по биологии, экологии и по проблемам взаимоотношений организмов в различных биоценозах. Актуальность данной программы в том, что она формирует у детей систему представлений  об экологических ценностях, позволяет освоить учащимися научно обоснованные способы взаимодействия с природными объектами. В данной программе особое внимание уделяется раскрытию взаимосвязей живых организмов с факторами окружающей среды и практическим влиянием человека на них. В ходе изучения курса учащиеся знакомятся с уровневой организацией жизни, с внешним строением растений и животных, с особенностями их размножения, экологической и биологической терминологией, практическим применением достижений современной экологической науки. При проведении занятий большое внимание уделяется проведению полевых практикумов, участие детей в работе по охране растений и животных. Это не только создает дополнительные возможности для личностного развития каждого обучающегося, но и формирует убеждение в духовной ценности мира природы и потребность в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на защиту природного окружения.

Целевые установки и ориентации

·        Природа рассматривается не столько как «окружающая среда», а в большей степени как «мир природы». Именно по отношению к «миру природы»  люди могут проявлять свои чувства (жалость, сопереживание, сострадание, восхищение, удивление…) и принимать «мир природы» как личную, а не только как объективную  ценность.

·        Формирование основного мотива жизни и деятельности:  познание окружающего мира и себя в нем, самоутверждение, самовыражение в практической деятельности.

·        Утверждение в ребенке стремления к  доброте, честности, ответственности, желания самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

·        Воспитание активной позиции по отношению к природе, стремлению вносить свой посильный вклад для её сохранения.

Методические рекомендации.

         Методической основой программы являются подходы, формы и методы работы с детьми, традиционно применяемые в сфере дополнительного образования – «натуралистический» подход и методы «полевой экологии». При реализации данной программы следует обратить внимание на преподнесение материала с точки зрения экологии, то есть раскрывать зависимость явлений друг от друга, взаимосвязь живых организмов и неживой природы.

         Для преподнесения материалов использовать проблемные вопросы и проблемные ситуации для развития мыслительной деятельности учащихся и активизации их познавательной активности. Необходимо побуждать детей к познанию окружающего мира. Использование современного лабораторного оборудования при проведении практических занятий будет способствовать лучшему усвоению материала и отработке навыков работы с ними. В программе предусмотрено обучение через показ видео и DVD фильмов, прослушивание голосов птиц, поэтому желательно использовать специальную технику для их демонстрации. Знание голосов животных будет хорошей базой при проведении зоологических исследований на практике.

         В основе данной программы лежит проведение со школьниками экологических практикумов, в процессе которых они знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы. Идеальным для проведения полевых экологических практикумов является временное проживание учащихся как можно ближе к природе – на специализированной загородной базе (спортивный лагерь), в деревне или лесничестве, в полевом палаточном лагере. Благодаря этому возможно недостижимое в городских условиях «погружение» учащихся в предметную область.

         В теме «Исследования в лесу: почва» учащиеся знакомятся с основами почвоведения и особенностями строения почв лесной зоны. Особое внимание следует обратить на лабораторные занятия по определению физических свойств почв разных типов. Практические навыки, полученные на этих занятиях, пригодятся при работе на приусадебных участках.

         При изучении темы «Изучение лесных объектов» следует останавливаться на разъяснении конкретных ситуаций, которые ожидают ребят в природной среде, совместных с педагогом действий по подготовке экспедиции (разработке меню, списка продуктов, снаряжения, оборудования для исследований и т.п.). Рассмотреть базовые методики проведения геоботанических, зоологических и почвенных исследований. Совместно с учащимися выбрать методики для летней полевой экспедиции, исходя из индивидуальных потребностей учащихся, наличия необходимого оборудования и в зависимости от возрастных их особенностей. Во время практических занятий по данной теме уделить внимание отработки навыков работы с определителями и микроскопом. Учащиеся самостоятельно готовят набор полевых бланков, необходимых для проведения исследований по выбранным ими методикам. В подтеме «Лесные объекты в окрестностях города Березники» изучаются причины уменьшения численности растений, последствия разрушающего воздействия человека на лесные сообщества, формы охраны природы и знакомятся с особо охраняемыми природными территориями в окрестностях города Березники.

         При реализации программы необходимо использовать личностно-ориентированный подход к детям, учитывая их индивидуальные потребности, особенности и склонности, предоставить возможность каждому ребенку проявить себя в разных видах творческой деятельности, создавая ситуацию успеха. При организации исследовательской работы детей педагог может менять темы наблюдений, исследований и опытов в зависимости от индивидуальных особенностей школьника.

Условия реализации программы:

Контингент учащихся. Программа рассчитана на учащихся 4–11 классов общеобразовательных школ, а также школ с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин (учащихся специализированных школ, классов с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин).

Периодичность и продолжительность занятий. Продолжительность теоретических занятий: по 2-3 часа в неделю, практических занятий, полевых практик – 2 - 4 часа в день.   Программой предусмотрены две полевые экспедиции на 1 день и на 2 дня на особо охраняемую природную территорию  для проведения исследований.

Материально-техническая база. Для проведения теоретических занятий необходимо помещение, соответствующее требованиям СанПиН к учебным аудиториям.  

Прогнозируемые результаты и их оценка

В результате освоения  программы обучающиеся смогут узнать:

- значение леса для природы и человека;

- основы жизнеобеспечения в природной среде и ориентирования на    местности;

- основы проведения базовых исследований лесных биоценозов (таксация, описание подроста и почв, зоологические исследования);

- основы исследовательской деятельности;

- охраняемые растения Пермского края;

- правила природосообразного поведения в природе;

- влияние условий окружающей среды на растения и их приспособление к этим условиям;

- о взаимовлиянии растений в сообществе;

- роль почвы в жизни растений и основы почвоведения.

а также смогут научиться: 

         - ориентироваться на местности по топографической карте;

         - узнавать растения по внешним признакам и описанию;

         - оформлять исследовательские работы;

- проводить полевые исследования по разным методикам;

- объяснять приспособление растений к изменяющимся условиям окружающей среды;

- различать почвы по механическому составу, содержанию гумуса;

- объяснять зависимость растительности от типа почвы и климата определенной территории;

- разбивать полевой лагерь;

- объяснять необходимость охраны редких растений и всего растительного мира планеты.

Способы отслеживания результатов освоения программы

         Для итоговой диагностики уровня знаний кружковцев разработана зачетная система  по теории и практике, начальный и итоговый тесты (Приложения к программе № 1 и 2).

Для отслеживания уровня усвоения программы предполагается проводить анализ участия кружковцев в конкурсах рефератов, исследовательских работ и проектов, олимпиадах по лесоведению,  конференциях.

- общестанционных,

- городских,

- российских и т. д.

Условия реализация программы:

1.     Наличие педагогов, имеющих опыт, желание и возможности организации полевой экспедиции для школьников в летний период;

2.     Оборудование: лупы, видеомагнитофон, телевизор, DVD-проигрыватель, лабораторное оборудование, специальные инструменты для таксации (высотомер, мерная вилка и т.д.), туристское снаряжение (палатки, коврики, спальники, котлы и проч.).

3.     Компьютерные фотоальбомы: «Деревья и кустарники бора», «Травы бора», «Птицы бора», «Насекомые-вредители бора».

4.     Учебный фильм на DVD-диске «Поэма о древе», «Времена года по керженски» -2 части, «Природное наследие Пермского края».

5.     Живые объекты: растения территории Станции юных натуралистов, ближайшего парка, пришкольной территории,  леса.

6.     Гербарии, коллекции шишек и семян, коллекция «Почва», коллекция «Древесина».

 Структура программы

Программа «Юные исследователи природы» состоит из трех основных разделов-модулей, которые  можно использовать  как составные части одной программы или как самостоятельные подпрограммы для реализации в зависимости от потребностей контингента, заказа образовательного учреждения, образовательных задач,   как в  течение учебного года, так и в период летних полевых практик и исследовательских экспедиций. Продолжительность образовательного процесса планируется в зависимости от потребностей заказчиков, может варьироваться от 1 месяца до трех лет.

 На основании содержания разделов-модулей и количества учебных часов, которые предполагается выделить на изучение материала, составляется учебно-тематический план на каждую группу.

Учебно-тематический  план

 

 

№ п/п

 

Разделы

 

Количество часов

всего

Полевой практикум

1.

 

Основы активного туризма

 

36-72

5-20

2.

 

Основы исследовательской деятельности

36-72

5-20

3.

 

Лес и лесное хозяйство:

Тема 1. Лесоведение

1.     Что такое лес?

2.     Символы и образы леса в русском народном творчестве.

3.     Значение леса.

4.     Дендрология.

5.     Чудесное разнообразие растений леса.

6.     Охрана леса.

7.     Самостоятельные работы. Наблюдения. Работа в малых группах

8.     Общестанционный компонент

Тема 2. Изучение лесных объектов

 

72-144

10-40

618419, Пермский край
г.Березники
ул.Большевистская, дом 35
телефон (3424) 27-60-77
e-mail: synberez-35@yandex.ru
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов»