«Уверен: если ученик средней школы не умеет
отличать ольху от берёзы, ясень от клёна,
значит, что-то не в порядке, и не только
с образованием. Под угрозой находится его
жизнеспособность – в условиях естественного отбора…
И. Зиедонис
Любовь к природе, интерес к растениям не всегда приходят сами собой. Школьникам надо в этом помочь. Одна из самых важных задач программы – привить детям любовь к природе, пробудить у них интерес к нашим зелёным друзьям – растениям. Если ребёнок способен почувствовать красоту цветущего луга, если его радует изящный колокольчик и кружевной папоротник, - это залог того, что такой ребёнок будет бережно относиться к растительному миру. Он лучше поймёт необходимость охраны бесценных богатств флоры, он станет надёжным её защитником в будущем.
Образовательная программа «ЗЕЛЕНЫЙ ОКЕАН» состоит из двух модулей – самостоятельных образовательных программ:
I – Мир растений – 3 года обучения
II – Зелёный наряд города – 1 год обучения
Эти модули можно использовать как самостоятельные образовательные программы, а можно в комплексе как составляющие образовательной программы «ЗЕЛЕНЫЙ ОКЕАН», рассчитанной на 4 года обучения. Эти программы логически взаимосвязаны, являются дополнением к тому объему материала, который изучается в школе.
Цель: расширение и углубление знаний учащихся о растительном мире, воспитание бережного отношения к растительному миру своего края и города.
Изучив школьные программы по природоведению, обратила внимание на то, что материал по природным зонам представлен краткой характеристикой климатических особенностей, кратким перечнем растений и животных. Знаний по растениям в школьном курсе природоведения также недостаточно. Это связано с ограничением часов по природоведению. Актуальность данной программы в том, что учащиеся более подробно изучают растения, изучают природный растительный покров нашей Родины разных климатических зон и городскую растительность. В ходе занятий учащиеся получают расширенные знания по разнообразию растений, знакомятся с значением растений в устном народном творчестве. Программа носит краеведческую направленность. В типовых сборниках имеется программы «Юные ботаники», «Растениеводство», «Юные натуралисты», «Охрана природы», которые послужили методической основой отдельных разделов и тем данной программы.
Реализация данной программы возможна в рамках внеурочной деятельности в условиях ФГОС.
Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.
При организации образовательной деятельности обучающихся необходимо использовать разнообразные формы: беседа, конференция, экскурсия, лабораторные занятия, экологический десант, исследовательские работы и проекты, заочное путешествие, практическое занятие, игровые занятия.
В основе образовательной программы лежит компетентностно деятельностный подход, который осуществляется следующими технологиями:
- технология развития субъектности (проектирующая деятельность, кооперация, проблемное обучение);
- информационно—коммукативные технологии (электронные энциклопедии, ресурсы Интернет);
- психолого-педагогические технологии (релаксация, создание «ситуации успеха», создание благоприятного психологического климата—А. Л. Соловейчик и В. М. Матвеев);
- технология сотрудничества (общность цели, индивидуальная ответственность, равные возможности);
- технология развивающего обучения (формы и методы организации исследовательской работы ориентированы на всестороннее развитие ребёнка—Л. С. Высотский);
- технология проблемного обучения (формирование поисковых и исследовательских навыков и умений, развитие познавательных и творческих способностей—Д. Дьюи);
- проектные технологии (стимулирование мотивации детей на приобретение знаний, самостоятельное приобретение знаний из разных источников—С. Т. Шацкий).
При реализации программы необходимо использовать личностно-ориентированный подход к детям, учитывая их индивидуальные потребности, особенности и склонности, предоставить возможность каждому ребенку проявить себя в разных видах творческой деятельности, создавая ситуацию успеха. При организации исследовательской работы детей педагог может менять темы наблюдений, исследований и опытов, увеличивать их число в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Следует использовать метод проектов для организации исследовательской работы, это будет способствовать развитию познавательной и творческой активности воспитанников.
Органичной составляющей данной программы является общестанционный компонент - . Учебно-тематический план программы «ЗЕЛЕНЫЙ ОКЕАНРасти здоровым» каждого года обучения дополняется разделом «Общестанционный компонент». Программа реализуется на Станции юных натуралистов г.Березники, учреждении эколого-биологического профиля. В учреждении функционирует программа общестанционного компонента «Через природоохранную деятельность к нравственному становлению», которая является составляющей любой образовательной программы и носит региональный характер, включает вопросы практической природоохранной деятельности детей, экологического, нравственного, патриотического воспитания детей и формирования ЗОЖ. Общестанционный компонент включается в учебно-тематический план образовательной программы, дополняет её, решая задачи по формированию представлений по экологическим проблемам и традициям города, края и приобретению детьми собственного опыта деятельности в области охраны природы, а также создает предпосылки для укрепления нравственного и физического здоровья обучающихся. Занятия распределяются в течение года в соответствии с календарем традиционных мероприятий.
Механизм отслеживания результатов освоения программы
Для итоговой диагностики уровня знаний обучающихся разработаны и используются:
- к каждому году обучения тесты и зачётные вопросы;
- тесты для контроля знаний обучающихся по усвоению общестанционного компонента;
- используются анкеты и тесты по изучению сформированности экологических ценностей (авторы Ясвин и Дерябо)
Для итоговой диагностики уровня знаний кружковцев разработаны:
- к каждому году обучения зачетные вопросы по темам программы;
- тесты-задания для отслеживания уровня полученных умений и навыков.
Для отслеживания уровня усвоения программы предполагается проводить анализ участия кружковцев в выставках, конференциях, конкурсах творческих работ, рефератов, проектов:
- работ, оформленных в кружке по итогам изученной темы,
- общестанционных,
- городских,
- российских и т. д.
Для текущей диагностики уровня усвоения изучаемого материала предполагается к каждой теме и поурочно разработать:
- тесты, викторины, кроссворды, карточки-задания, тесты-задания для отслеживания практических умений и навыков, сигнальные карточки, перфокарты.
Для диагностики развивающих и воспитательных задач курса используются:
- тесты по изучению отношения к своему здоровью,
- диагностические карты «Изучение уровня воспитанности»
- анкеты.
МОДУЛЬ I
Учебно-тематический план образовательной программы «Мир растений» первого года обучения
№ п/п
|
Темы занятий
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
экскурсии
|
|
Введение
|
2
|
2
|
|
|
1
|
Экология растений
|
36
|
18
|
18
|
4
|
2
|
Значение растений для человека
|
30
|
15
|
15
|
2
|
3
|
Символы и образы растений в русском народном творчестве
|
10
|
5
|
5
|
|
4
|
Происхождение растений
|
12
|
6
|
6
|
|
5
|
Чудесное разнообразие растений
|
16
|
8
|
6
|
2
|
6
|
Охрана природы
|
12
|
6
|
6
|
|
7
|
Общестанционный компонент
|
16
|
7
|
7
|
2
|
|
Итоговое занятие
|
2
|
|
2
|
|
Итого
|
144
|
67
|
67
|
10
|
МОДУЛЬ I
Учебно-тематический план образовательной программы «Мир растений» второго года обучения
№ п/п
|
Темы занятий
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
экскурсии
|
|
Введение
|
2
|
2
|
|
|
1
|
Растительный покров Земли и происхождение растений
|
12
|
6
|
4
|
2
|
2
|
Почва и ее роль в жизни растений. Удобрения
|
16
|
8
|
6
|
2
|
3
|
Охрана растений
|
8
|
4
|
4
|
|
4
|
Растительный мир тундры и лесотундры
|
16
|
7
|
7
|
2
|
5
|
Растительный мир тайги
|
36
|
17
|
17
|
2
|
6
|
Растительный мир хвойно-широколиственных лесов
|
8
|
3
|
3
|
2
|
7
|
Растительный мир широколиственных лесов
|
20
|
10
|
10
|
|
8
|
Общестанционный компонент
|
24
|
12
|
12
|
|
|
Итоговое занятие
|
2
|
|
2
|
|
Итого
|
144
|
61
|
65
|
10
|
МОДУЛЬ I
Учебно-тематический план образовательной программы «Мир растений» третьего года обучения
№ п/п
|
Темы занятий
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
экскурсии
|
|
Введение
|
2
|
2
|
|
|
1
|
Растительный мир лесостепей и степей
|
12
|
6
|
6
|
|
2
|
Растительный мир пустынь и полупустынь
|
12
|
5
|
5
|
2
|
3
|
Растительный мир лугов
|
12
|
5
|
5
|
2
|
4
|
Растительный мир болот
|
18
|
8
|
8
|
2
|
5
|
Растительный мир водоемов
|
12
|
5
|
5
|
2
|
6
|
Растительный мир гор
|
8
|
4
|
4
|
|
7
|
Растительный мир субтропиков
|
16
|
7
|
7
|
2
|
8
|
Растительный мир тропиков
|
16
|
7
|
7
|
2
|
9.
|
Местные ботанические ООПТ.
|
10
|
4
|
4
|
2
|
10.
|
Социально-экологическая практика. Реализация учебного проекта, составление и проведение экологических игр и праздников
|
24
|
|
|
|
11.
|
Общестанционный компонент
|
16
|
6
|
7
|
3
|
12.
|
Итоговое занятие
|
2
|
|
2
|
|
Итого
|
144
|
66
|
66
|
12
|
МОДУЛЬ II
Учебно-тематический план образовательной программы «Зеленый наряд города»
№ п/п
|
Темы занятий
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
экскурсии
|
1
|
Вводное занятие «Здравствуйте, юннаты»
|
2
|
2
|
|
|
2
|
История озеленения города.
|
10
|
4
|
4
|
2
|
3
|
Деревья в озеленении города
|
20
|
8
|
8
|
4
|
4
|
Кустарники в озеленении города
|
14
|
6
|
6
|
2
|
5
|
Городские цветы
|
16
|
7
|
7
|
2
|
6
|
Фенология. Сезонные изменения в жизни природы и растений
|
20
|
7
|
7
|
6
|
7
|
Социально-экологическая практика. Реализация учебного проекта, составление и проведение экологических игр и праздников
|
38
|
10
|
22
|
6
|
8
|
Общестанционный компонент
|
22
|
8
|
8
|
6
|
9
|
Итоговое занятие
|
2
|
|
2
|
|
|
Итого
|
144
|
52
|
64
|
28
|
|