Главная
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательная программа учреждения
Методические документы
Аннотации к образовательным программам
Программы
Юные исследователи природы
Я и моё здоровье
Экодизайн
В мире животных
Зеленый океан
Тропинка
Дорога творчества
Экология для любознательных
Экологи-Туристы-Исследователи
Поющая гитара
Расписание
Руководство. Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Программа развития
Новости
Мероприятия и конкурсы
ЛОК
Дорожная безопасность
Исследования школьников
Методическая гостиная
Для Вас, родители!
Фотогалерея
Поиск
Полезные ссылки
Вопрос-ответ
GISMETEO: Погода по г. Березники

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 «Уверен: если ученик средней школы не умеет

отличать ольху от берёзы, ясень от клёна,

 значит, что-то не в порядке, и не только

с образованием. Под угрозой находится его

жизнеспособность – в условиях естественного отбора…

И. Зиедонис

Любовь к природе, интерес к растениям не всегда приходят сами собой. Школьникам надо в этом помочь. Одна из самых важных задач программы – привить детям любовь к природе, пробудить у них интерес к нашим зелёным друзьям – растениям. Если ребёнок способен почувствовать красоту цветущего луга, если его радует изящный колокольчик и кружевной папоротник, - это залог того, что такой ребёнок будет бережно относиться к растительному миру. Он лучше поймёт необходимость охраны бесценных богатств флоры, он станет надёжным её защитником в будущем.

Образовательная программа «ЗЕЛЕНЫЙ ОКЕАН» состоит из двух модулей – самостоятельных образовательных программ:

I – Мир растений – 3 года обучения

II – Зелёный наряд города – 1 год обучения

Эти модули можно использовать как самостоятельные образовательные программы, а можно в комплексе как составляющие образовательной программы «ЗЕЛЕНЫЙ ОКЕАН», рассчитанной на 4 года обучения. Эти программы логически взаимосвязаны, являются дополнением к тому объему материала, который изучается в школе.

Цель: расширение и углубление знаний учащихся о растительном мире, воспитание бережного отношения к растительному миру своего края и города.

Изучив школьные программы по природоведению, обратила внимание на то, что материал по природным зонам представлен краткой характеристикой климатических особенностей, кратким перечнем растений и животных. Знаний по растениям в школьном курсе природоведения также недостаточно. Это связано с ограничением часов по природоведению. Актуальность данной программы в том, что учащиеся более подробно изучают растения, изучают природный растительный покров нашей Родины разных климатических зон и городскую растительность. В ходе занятий учащиеся получают расширенные знания по разнообразию растений, знакомятся с значением растений в устном народном творчестве. Программа носит краеведческую направленность. В типовых сборниках имеется программы «Юные ботаники», «Растениеводство», «Юные натуралисты», «Охрана природы», которые послужили  методической основой отдельных разделов  и тем данной программы.

Реализация данной программы возможна в рамках внеурочной деятельности в условиях ФГОС.

Методические рекомендации

Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.

При организации образовательной деятельности обучающихся необходимо использовать разнообразные формы: беседа, конференция, экскурсия, лабораторные занятия, экологический десант, исследовательские работы и проекты, заочное путешествие, практическое занятие, игровые занятия.

В основе образовательной программы лежит компетентностно ­ деятельностный подход, который осуществляется следующими технологиями:

  • технология развития субъектности (проектирующая деятельность, кооперация, проблемное обучение);
  • информационно—коммукативные технологии (электронные энциклопедии, ресурсы Интернет);
  • психолого-педагогические технологии (релаксация, создание «ситуации успеха», создание благоприятного психологического климата—А. Л. Соловейчик и В. М. Матвеев);
  • технология сотрудничества (общность цели, индивидуальная ответственность, равные возможности);
  • технология развивающего обучения (формы и методы организации исследовательской работы ориентированы на всестороннее развитие ребёнка—Л. С. Высотский);
  • технология проблемного обучения (формирование поисковых и исследовательских навыков и умений, развитие познавательных и творческих способностей—Д. Дьюи);
  • проектные технологии (стимулирование мотивации детей на приобретение знаний, самостоятельное приобретение знаний из разных источников—С. Т. Шацкий).

При реализации программы необходимо использовать личностно-ориентированный подход к детям, учитывая их индивидуальные потребности, особенности и склонности, предоставить возможность каждому ребенку проявить себя в разных видах творческой деятельности, создавая ситуацию успеха. При организации исследовательской работы детей педагог может менять темы наблюдений, исследований и опытов, увеличивать их число в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Следует использовать метод проектов для организации   исследовательской работы, это будет способствовать развитию  познавательной и творческой активности воспитанников.

Органичной составляющей данной программы является общестанционный компонент - .     Учебно-тематический план программы «ЗЕЛЕНЫЙ ОКЕАНРасти здоровым» каждого года обучения  дополняется разделом «Общестанционный компонент».  Программа реализуется на Станции юных натуралистов г.Березники,  учреждении эколого-биологического профиля. В учреждении функционирует программа  общестанционного компонента  «Через природоохранную деятельность к нравственному становлению», которая является составляющей любой образовательной программы и носит региональный характер,  включает вопросы практической природоохранной деятельности детей, экологического,  нравственного, патриотического воспитания детей и формирования ЗОЖ. Общестанционный компонент включается в учебно-тематический план образовательной программы, дополняет её, решая задачи по формированию представлений по экологическим проблемам и традициям города, края и приобретению детьми собственного опыта деятельности в области охраны природы, а также создает предпосылки для укрепления нравственного и физического здоровья обучающихся. Занятия распределяются в течение года в соответствии с календарем традиционных мероприятий.  

Механизм отслеживания результатов освоения  программы

Для итоговой диагностики уровня знаний обучающихся  разработаны и используются:

  • к каждому году обучения тесты и зачётные вопросы;
  • тесты для контроля знаний обучающихся по усвоению общестанционного компонента;
  • используются анкеты и тесты по изучению сформированности экологических ценностей (авторы  Ясвин и Дерябо)

Для итоговой диагностики уровня знаний кружковцев разработаны:

  • к каждому году обучения зачетные вопросы по темам программы;
  • тесты-задания для отслеживания уровня полученных  умений и навыков.

Для отслеживания уровня усвоения программы предполагается проводить анализ участия кружковцев в выставках, конференциях, конкурсах творческих работ, рефератов, проектов:

  • работ, оформленных в кружке по итогам изученной темы,
  • общестанционных,
  • городских,
  • российских и т. д.

Для текущей диагностики уровня усвоения изучаемого материала предполагается к каждой теме и поурочно разработать:

  • тесты, викторины, кроссворды, карточки-задания, тесты-задания для отслеживания практических умений и навыков, сигнальные карточки, перфокарты.

Для диагностики развивающих и воспитательных задач курса используются:

  • тесты по изучению отношения к своему здоровью,
  • диагностические карты «Изучение уровня воспитанности»
  • анкеты.

МОДУЛЬ I

Учебно-тематический план образовательной программы «Мир растений» первого года обучения

 

 

№ п/п

 

Темы занятий

 

Количество часов

всего

теория

практика

экскурсии

 

Введение

2

2

 

 

1

Экология растений

36

18

18

4

2

Значение растений для человека

30

15

15

2

3

Символы и образы растений в русском народном творчестве

10

5

5

 

4

Происхождение растений

12

6

6

 

5

Чудесное разнообразие растений

16

8

6

2

6

Охрана природы

12

6

6

 

7

Общестанционный компонент

16

7

7

2

 

Итоговое занятие

2

 

2

 

Итого

144

67

67

10

МОДУЛЬ I

 Учебно-тематический  план образовательной программы «Мир растений» второго  года обучения

 

№ п/п

 

Темы занятий

 

Количество часов

всего

теория

практика

экскурсии

 

Введение

2

2

 

 

1

Растительный покров Земли и происхождение растений

12

6

4

2

2

Почва и ее роль в жизни растений. Удобрения

16

8

6

2

3

Охрана растений

8

4

4

 

4

 

Растительный мир тундры и лесотундры

16

7

7

2

5

Растительный мир тайги

36

17

17

2

6

Растительный мир хвойно-широколиственных лесов

8

3

3

2

7

Растительный мир широколиственных лесов

20

10

10

 

8

 

Общестанционный компонент

24

12

12

 

 

Итоговое занятие

2

 

2

 

Итого

144

61

65

10

 МОДУЛЬ I
Учебно-тематический  план образовательной программы «Мир растений» третьего года обучения

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

всего

теория

практика

экскурсии

 

Введение

2

2

 

 

1

Растительный мир лесостепей и степей

12

6

6

 

2

Растительный мир пустынь и полупустынь

12

5

5

2

3

Растительный мир лугов

12

5

5

2

4

Растительный мир болот

18

8

8

2

5

Растительный мир водоемов

12

5

5

2

6

Растительный мир гор

8

4

4

 

7

Растительный мир субтропиков

16

7

7

2

8

Растительный мир тропиков

16

7

7

2

9.

Местные ботанические ООПТ.

10

4

4

2

10.

Социально-экологическая практика.  Реализация учебного проекта, составление и проведение экологических игр и праздников

24

 

 

 

11.

Общестанционный компонент

16

6

7

3

12.

Итоговое занятие

2

 

2

 

Итого

144

66

66

12

МОДУЛЬ II

 Учебно-тематический план образовательной программы «Зеленый наряд города»

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

всего

теория

практика

экскурсии

1

Вводное занятие «Здравствуйте, юннаты»

2

2

 

 

2

История озеленения города.

10

4

4

2

3

Деревья в озеленении города

20

8

8

4

4

Кустарники в озеленении города

14

6

6

2

5

Городские цветы

16

7

7

2

6

Фенология. Сезонные изменения в жизни природы и растений

20

7

7

6

7

Социально-экологическая практика.  Реализация учебного проекта, составление и проведение экологических игр и праздников

38

10

22

6

8

Общестанционный компонент

22

8

8

6

9

Итоговое занятие

2

 

2

 

 

Итого

144

52

64

28

 

 

 

 

618419, Пермский край
г.Березники
ул.Большевистская, дом 35
телефон (3424) 27-60-77
e-mail: synberez-35@yandex.ru
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов»