Главная
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательная программа учреждения
Методические документы
Аннотации к образовательным программам
Программы
Юные исследователи природы
Я и моё здоровье
Экодизайн
В мире животных
Зеленый океан
Тропинка
Дорога творчества
Экология для любознательных
Экологи-Туристы-Исследователи
Поющая гитара
Расписание
Руководство. Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Программа развития
Новости
Мероприятия и конкурсы
ЛОК
Дорожная безопасность
Исследования школьников
Методическая гостиная
Для Вас, родители!
Фотогалерея
Поиск
Полезные ссылки
Вопрос-ответ
GISMETEO: Погода по г. Березники

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               

«Всё недоброе в сердце человека

должно исчезнуть в прикосновении с природой -

выражением красоты и добра»

Л.Н.Толстой

Охрана всего видового многообразия фауны планеты необходима с различных точек зрения: для обеспечения современных и будущих потребностей человечества (ресурсный подход); для нормального функционирования экосистем, видовое обеднение которых может привести к потере устойчивости (экологический подход); наконец, с позиции экологической этики – каждый биологический вид имеет естественное право на существование, независимо от интересов человека. Именно последние два подхода – экологический и этический – являются основой образовательной программы «В мире животных».

Образовательная программа «В мире животных» состоит из шести модулей – самостоятельных образовательных программ:

         I –  Юные зоологи

         II –  Занимательная зоология

         III – Мир насекомых

         IV –  Юный орнитолог

         V -  Ихтиология для школьников

         VI – Кинолог

Эти модули можно использовать как самостоятельные образовательные программы, а можно в комплексе как составляющие образовательной программы «В мире животных», рассчитанной на 6 лет обучения. Эти программы логически взаимосвязаны, являются дополнением к тому объему материала, который изучается в школе.  Актуальность создания данной программы в том, что у воспитанников станции юных натуралистов проявился интерес к более глубокому изучению представителей животного мира. В типовых сборниках имеются программы «Юные зоологи», «Юный орнитолог», «Юные аквариумисты», «Юные гидробиологи», которые послужили  методической основой отдельных разделов  и тем данной программы.

Цель: Расширение и углубление знаний учащихся  о животном мире, формирование культуры взаимодействия с животными как части  экологической культуры.

Программа «В мире животных» отличается от уже существующих тем, что освещает не только вопросы разнообразия животного мира, вопросы взаимосвязей в природе, способы охраны окружающей среды и охраны жизни животных, но и предполагает включение детей в  посильную  исследовательскую и природоохранную деятельность, а также деятельность, имеющую  социальную направленность. Программа основывается на знаниях детей, полученных  школе,  из средств массовой информации и популярной литературы.

Современное дополнительное образование не просто элемент существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. Обучающиеся развивают свою творческую личность во время внеурочной деятельности.

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Реализация данной программы возможна в рамках внеурочной деятельности в условиях ФГОС.

Программа «В мире животных» рассчитана на учащихся от 9 до 15 лет Занятия проводятся 2 раза в неделю по  2  часа. Количественный состав группы 12 - 15 человек.

Методические рекомендации

Занятия проводятся с учетом возрастных психологических особенностей детей. Формы образовательного процесса могут быть либо коллективные, либо групповые. Для подготовки к творческим конкурсам городским или областным можно использовать индивидуальные формы.

При организации образовательной  деятельности обучающихся необходимо использовать разнообразные формы: рассказ, беседа, конференция, экскурсия, экологический десант, заочное путешествие, практическое занятие, игровые занятия.

         При проведении занятий необходимо использовать разнообразные методы обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический, метод проблемного изложения, проектный. Лучшие результаты дает проектный метод, позволяющий при правильной организации получить хорошие результаты.

При реализации программы необходимо использовать личностно-ориентированный подход к детям, учитывая их индивидуальные потребности, особенности и склонности, предоставить возможность каждому ребенку проявить себя в разных видах творческой деятельности, создавая ситуацию успеха. При организации исследовательской работы детей педагог может менять темы наблюдений, исследований и опытов, увеличивать их число в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Следует использовать метод проектов для организации   исследовательской работы, это будет способствовать развитию  познавательной и творческой активности воспитанников.

Органичной составляющей данной программы является общестанционный компонент - .     Учебно-тематический план программы «В мире животныхРасти здоровым» каждого года обучения  дополняется разделом «Общестанционный компонент».  Программа реализуется на Станции юных натуралистов г. Березники,  учреждении эколого-биологического профиля. В учреждении функционирует программа  общестанционного компонента «Через природоохранную деятельность к нравственному становлению», которая является составляющей любой образовательной программы и носит региональный характер,  включает вопросы практической природоохранной деятельности детей, экологического,  нравственного, патриотического воспитания детей и формирования ЗОЖ. Общестанционный компонент включается  в учебно-тематический план образовательной программы, дополняет её, решая задачи   по формированию представлений по экологическим проблемам и традициям города, края   и приобретению детьми собственного опыта деятельности в области охраны природы, а также создает предпосылки для укрепления нравственного и физического здоровья обучающихся. Занятия распределяются в течение года в соответствии с календарем традиционных мероприятий.  

Механизм отслеживания результатов освоения  программы

Для итоговой диагностики уровня знаний обучающихся  разработаны и используются:

- к каждому году обучения тесты и зачётные вопросы;

- тесты для контроля знаний обучающихся по усвоению общестанционного компонента;

- используются анкеты и тесты по изучению сформированности экологических ценностей (авторы  Ясвин и Дерябо)

Для текущей диагностики уровня усвоения изучаемого материала к каждой теме разработаны:

- тесты;

- викторины;

- кроссворды и т. д.

Имеются сигнальные карточки, перфокарты.

Для отслеживания уровня усвоения программы  проводится анализ участия обучающихся в выставках, в учебно-исследовательских конференциях в природоохранных мероприятиях:

- работ, оформленных в творческом объединении по итогам изученной темы;

- общестанционных;

- городских;

- областных;

- Российских и т. д.

Для диагностики развивающих и воспитательных задач курса используются

- тесты по изучению отношения к своему здоровью,

- диагностические карты «Изучение уровня воспитанности»

- анкеты.

МОДУЛЬ I.

Учебно-тематический план образовательной программы «Юные зоологи»

 № п/п

Название темы

Количество часов

всего

из них теории

из них практики

из них экскурсии

1

Вводное занятие

2

1

 

1

2

Животные зооуголка

18

9

9

 

3

Наши любимцы кошки и собаки

18

9

9

 

4

Птицы нашего края

12

4

4

4

5

Звери уральского леса

26

13

13

 

6

Обитатели пресных вод

14

6

6

2

7

Формы охраны природы

10

5

5

 

8

Полезные и вредные насекомые

18

8

8

2

9

Общестанционный компонент

26

13

13

 

ИТОГО

144

68

67

9

МОДУЛЬ II

Учебно-тематический план образовательной программы «Занимательная зоология»

№ п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

экскурсии

 

Введение

2

1

-

1

1

Загадочные моллюски

18

8

8

2

2

Путешествие в мир насекомых

22

11

11

 

3

Удивительные рыбы

14

6

6

2

4

Земноводные – знакомые незнакомцы

12

6

6

 

5

Пресмыкающиеся – великаны и карлики.

12

6

6

 

6

Пернатая радуга

20

9

9

2

7

Звери – соседи по планете

22

10

10

2

8

Общестанционный компонент

20

8

8

4

 

Итоговое занятие

2

2

 

 

 

 

Итого

144

67

64

13

МОДУЛЬ III

Учебно-тематический план образовательной программы «Мир насекомых»

№ п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

экскурсии

 

Вводное занятие

2

2

 

 

1

Кто они такие

16

7

7

2

2

Насекомые хищники и паразиты

18

 

8

8

2

3

Насекомые-опылители

14

7

7

 

4

Кровососущие насекомые

16

8

8

 

5

Причуды в мире насекомых

24

12

12

 

6

Насекомые-вредители лесов, полей, огородов

14

6

6

2

7

Охрана насекомых

16

7

7

2

8

Общестанционный компонент

22

8

8

6

 

Итоговое занятие

2

 

2

 

 

Итого

144

65

65

14

МОДУЛЬ IV

Учебно-тематический план образовательной программы «Юный орнитолог»

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

всего

теория

практика

 

Вводное занятие

2

1

1

1

Класс птиц

18

9

9

2

Древние птицы

6

3

3

3

Победа над земным притяжением

8

4

4

4

Перелеты птиц

8

4

4

5

Экологические группы птиц

14

7

7

6

Птицы Прикамья

28

9

19

7

Птицы живого уголка

10

4

6

8

Экзотические птицы планеты

10

5

5

9.

Учебный проект

20

2

18

10

Общестанционный компонент

20

 

 

 

Итого по программе

144

 

 

МОДУЛЬ V

Учебно-тематический план образовательной программы «Ихтиология для школьников»

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

всего

теория

практика

 

Вводное занятие

2

1

1

1

Вода как среда обитания

8

4

4

2

Размножение рыб                                                                     

14

6

8

3

Особенности рыб

24

11

13

4

Диковинные рыбы

8

4

4

5

Взаимоотношения с соседями

18

9

9

6

Рыбы и человек                                                                        

20

10

10

7

Жизнь в пресных водоемах. Охрана рыбных запасов

26

9

17

8

Общестанционный компонент

22

11

11

 

Итого по программе

144

 

 

МОДУЛЬ VI

Учебно-тематический план образовательной программы «КИНОЛОГ» 

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

всего

теория

практика

 

Вводное занятие

2

2

 

1

Из глубины веков

6

3

3

2

Парад служебных отечественных пород собак

14

6

8

3

Анатомия собак

6

3

3

4

Содержание и уход за собаками

10

4

6

5

Кошки и собаки – друзья и враги

12

5

7

6

Боевые собаки мира

6

3

3

7

Выбор щенка и уход за ним

14

6

8

8

Охотничьи собаки

4

2

2

9

Декоративные собаки

10

4

6

10

Общий курс дрессировки

12

5

7

11

Ветеринария

20

6

14

12

Общестанционный компонент:

28

10

18

 

Итого по программе

144

59

85

 

618419, Пермский край
г.Березники
ул.Большевистская, дом 35
телефон (3424) 27-60-77
e-mail: synberez-35@yandex.ru
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов»