ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Всё недоброе в сердце человека
должно исчезнуть в прикосновении с природой -
выражением красоты и добра»
Л.Н.Толстой
Охрана всего видового многообразия фауны планеты необходима с различных точек зрения: для обеспечения современных и будущих потребностей человечества (ресурсный подход); для нормального функционирования экосистем, видовое обеднение которых может привести к потере устойчивости (экологический подход); наконец, с позиции экологической этики – каждый биологический вид имеет естественное право на существование, независимо от интересов человека. Именно последние два подхода – экологический и этический – являются основой образовательной программы «В мире животных».
Образовательная программа «В мире животных» состоит из шести модулей – самостоятельных образовательных программ:
I – Юные зоологи
II – Занимательная зоология
III – Мир насекомых
IV – Юный орнитолог
V - Ихтиология для школьников
VI – Кинолог
Эти модули можно использовать как самостоятельные образовательные программы, а можно в комплексе как составляющие образовательной программы «В мире животных», рассчитанной на 6 лет обучения. Эти программы логически взаимосвязаны, являются дополнением к тому объему материала, который изучается в школе. Актуальность создания данной программы в том, что у воспитанников станции юных натуралистов проявился интерес к более глубокому изучению представителей животного мира. В типовых сборниках имеются программы «Юные зоологи», «Юный орнитолог», «Юные аквариумисты», «Юные гидробиологи», которые послужили методической основой отдельных разделов и тем данной программы.
Цель: Расширение и углубление знаний учащихся о животном мире, формирование культуры взаимодействия с животными как части экологической культуры.
Программа «В мире животных» отличается от уже существующих тем, что освещает не только вопросы разнообразия животного мира, вопросы взаимосвязей в природе, способы охраны окружающей среды и охраны жизни животных, но и предполагает включение детей в посильную исследовательскую и природоохранную деятельность, а также деятельность, имеющую социальную направленность. Программа основывается на знаниях детей, полученных школе, из средств массовой информации и популярной литературы.
Современное дополнительное образование не просто элемент существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. Обучающиеся развивают свою творческую личность во время внеурочной деятельности.
Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
Реализация данной программы возможна в рамках внеурочной деятельности в условиях ФГОС.
Программа «В мире животных» рассчитана на учащихся от 9 до 15 лет Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Количественный состав группы 12 - 15 человек.
Методические рекомендации
Занятия проводятся с учетом возрастных психологических особенностей детей. Формы образовательного процесса могут быть либо коллективные, либо групповые. Для подготовки к творческим конкурсам городским или областным можно использовать индивидуальные формы.
При организации образовательной деятельности обучающихся необходимо использовать разнообразные формы: рассказ, беседа, конференция, экскурсия, экологический десант, заочное путешествие, практическое занятие, игровые занятия.
При проведении занятий необходимо использовать разнообразные методы обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический, метод проблемного изложения, проектный. Лучшие результаты дает проектный метод, позволяющий при правильной организации получить хорошие результаты.
При реализации программы необходимо использовать личностно-ориентированный подход к детям, учитывая их индивидуальные потребности, особенности и склонности, предоставить возможность каждому ребенку проявить себя в разных видах творческой деятельности, создавая ситуацию успеха. При организации исследовательской работы детей педагог может менять темы наблюдений, исследований и опытов, увеличивать их число в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Следует использовать метод проектов для организации исследовательской работы, это будет способствовать развитию познавательной и творческой активности воспитанников.
Органичной составляющей данной программы является общестанционный компонент - . Учебно-тематический план программы «В мире животныхРасти здоровым» каждого года обучения дополняется разделом «Общестанционный компонент». Программа реализуется на Станции юных натуралистов г. Березники, учреждении эколого-биологического профиля. В учреждении функционирует программа общестанционного компонента «Через природоохранную деятельность к нравственному становлению», которая является составляющей любой образовательной программы и носит региональный характер, включает вопросы практической природоохранной деятельности детей, экологического, нравственного, патриотического воспитания детей и формирования ЗОЖ. Общестанционный компонент включается в учебно-тематический план образовательной программы, дополняет её, решая задачи по формированию представлений по экологическим проблемам и традициям города, края и приобретению детьми собственного опыта деятельности в области охраны природы, а также создает предпосылки для укрепления нравственного и физического здоровья обучающихся. Занятия распределяются в течение года в соответствии с календарем традиционных мероприятий.
Механизм отслеживания результатов освоения программы
Для итоговой диагностики уровня знаний обучающихся разработаны и используются:
- к каждому году обучения тесты и зачётные вопросы;
- тесты для контроля знаний обучающихся по усвоению общестанционного компонента;
- используются анкеты и тесты по изучению сформированности экологических ценностей (авторы Ясвин и Дерябо)
Для текущей диагностики уровня усвоения изучаемого материала к каждой теме разработаны:
- тесты;
- викторины;
- кроссворды и т. д.
Имеются сигнальные карточки, перфокарты.
Для отслеживания уровня усвоения программы проводится анализ участия обучающихся в выставках, в учебно-исследовательских конференциях в природоохранных мероприятиях:
- работ, оформленных в творческом объединении по итогам изученной темы;
- общестанционных;
- городских;
- областных;
- Российских и т. д.
Для диагностики развивающих и воспитательных задач курса используются
- тесты по изучению отношения к своему здоровью,
- диагностические карты «Изучение уровня воспитанности»
- анкеты.
МОДУЛЬ I.
Учебно-тематический план образовательной программы «Юные зоологи»
№ п/п
|
Название темы
|
Количество часов
|
всего
|
из них теории
|
из них практики
|
из них экскурсии
|
1
|
Вводное занятие
|
2
|
1
|
|
1
|
2
|
Животные зооуголка
|
18
|
9
|
9
|
|
3
|
Наши любимцы кошки и собаки
|
18
|
9
|
9
|
|
4
|
Птицы нашего края
|
12
|
4
|
4
|
4
|
5
|
Звери уральского леса
|
26
|
13
|
13
|
|
6
|
Обитатели пресных вод
|
14
|
6
|
6
|
2
|
7
|
Формы охраны природы
|
10
|
5
|
5
|
|
8
|
Полезные и вредные насекомые
|
18
|
8
|
8
|
2
|
9
|
Общестанционный компонент
|
26
|
13
|
13
|
|
ИТОГО
|
144
|
68
|
67
|
9
|
МОДУЛЬ II
Учебно-тематический план образовательной программы «Занимательная зоология»
№ п/п
|
Название темы
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
экскурсии
|
|
Введение
|
2
|
1
|
-
|
1
|
1
|
Загадочные моллюски
|
18
|
8
|
8
|
2
|
2
|
Путешествие в мир насекомых
|
22
|
11
|
11
|
|
3
|
Удивительные рыбы
|
14
|
6
|
6
|
2
|
4
|
Земноводные – знакомые незнакомцы
|
12
|
6
|
6
|
|
5
|
Пресмыкающиеся – великаны и карлики.
|
12
|
6
|
6
|
|
6
|
Пернатая радуга
|
20
|
9
|
9
|
2
|
7
|
Звери – соседи по планете
|
22
|
10
|
10
|
2
|
8
|
Общестанционный компонент
|
20
|
8
|
8
|
4
|
|
Итоговое занятие
|
2
|
2
|
|
|
|
Итого
|
144
|
67
|
64
|
13
|
МОДУЛЬ III
Учебно-тематический план образовательной программы «Мир насекомых»
№ п/п
|
Название темы
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
экскурсии
|
|
Вводное занятие
|
2
|
2
|
|
|
1
|
Кто они такие
|
16
|
7
|
7
|
2
|
2
|
Насекомые хищники и паразиты
|
18
|
8
|
8
|
2
|
3
|
Насекомые-опылители
|
14
|
7
|
7
|
|
4
|
Кровососущие насекомые
|
16
|
8
|
8
|
|
5
|
Причуды в мире насекомых
|
24
|
12
|
12
|
|
6
|
Насекомые-вредители лесов, полей, огородов
|
14
|
6
|
6
|
2
|
7
|
Охрана насекомых
|
16
|
7
|
7
|
2
|
8
|
Общестанционный компонент
|
22
|
8
|
8
|
6
|
|
Итоговое занятие
|
2
|
|
2
|
|
|
Итого
|
144
|
65
|
65
|
14
|
МОДУЛЬ IV
Учебно-тематический план образовательной программы «Юный орнитолог»
№ п/п
|
Наименование тем
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
|
Вводное занятие
|
2
|
1
|
1
|
1
|
Класс птиц
|
18
|
9
|
9
|
2
|
Древние птицы
|
6
|
3
|
3
|
3
|
Победа над земным притяжением
|
8
|
4
|
4
|
4
|
Перелеты птиц
|
8
|
4
|
4
|
5
|
Экологические группы птиц
|
14
|
7
|
7
|
6
|
Птицы Прикамья
|
28
|
9
|
19
|
7
|
Птицы живого уголка
|
10
|
4
|
6
|
8
|
Экзотические птицы планеты
|
10
|
5
|
5
|
9.
|
Учебный проект
|
20
|
2
|
18
|
10
|
Общестанционный компонент
|
20
|
|
|
|
Итого по программе
|
144
|
|
|
МОДУЛЬ V
Учебно-тематический план образовательной программы «Ихтиология для школьников»
№ п/п
|
Наименование тем
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
|
Вводное занятие
|
2
|
1
|
1
|
1
|
Вода как среда обитания
|
8
|
4
|
4
|
2
|
Размножение рыб
|
14
|
6
|
8
|
3
|
Особенности рыб
|
24
|
11
|
13
|
4
|
Диковинные рыбы
|
8
|
4
|
4
|
5
|
Взаимоотношения с соседями
|
18
|
9
|
9
|
6
|
Рыбы и человек
|
20
|
10
|
10
|
7
|
Жизнь в пресных водоемах. Охрана рыбных запасов
|
26
|
9
|
17
|
8
|
Общестанционный компонент
|
22
|
11
|
11
|
|
Итого по программе
|
144
|
|
|
МОДУЛЬ VI
Учебно-тематический план образовательной программы «КИНОЛОГ»
№ п/п
|
Наименование тем
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
|
Вводное занятие
|
2
|
2
|
|
1
|
Из глубины веков
|
6
|
3
|
3
|
2
|
Парад служебных отечественных пород собак
|
14
|
6
|
8
|
3
|
Анатомия собак
|
6
|
3
|
3
|
4
|
Содержание и уход за собаками
|
10
|
4
|
6
|
5
|
Кошки и собаки – друзья и враги
|
12
|
5
|
7
|
6
|
Боевые собаки мира
|
6
|
3
|
3
|
7
|
Выбор щенка и уход за ним
|
14
|
6
|
8
|
8
|
Охотничьи собаки
|
4
|
2
|
2
|
9
|
Декоративные собаки
|
10
|
4
|
6
|
10
|
Общий курс дрессировки
|
12
|
5
|
7
|
11
|
Ветеринария
|
20
|
6
|
14
|
12
|
Общестанционный компонент:
|
28
|
10
|
18
|
|
Итого по программе
|
144
|
59
|
85
|
|