Главная
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательная программа учреждения
Методические документы
Аннотации к образовательным программам
Программы
Юные исследователи природы
Я и моё здоровье
Экодизайн
В мире животных
Зеленый океан
Тропинка
Дорога творчества
Экология для любознательных
Экологи-Туристы-Исследователи
Поющая гитара
Расписание
Руководство. Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Программа развития
Новости
Мероприятия и конкурсы
ЛОК
Дорожная безопасность
Исследования школьников
Методическая гостиная
Для Вас, родители!
Фотогалерея
Поиск
Полезные ссылки
Вопрос-ответ
GISMETEO: Погода по г. Березники

Пояснительная записка образовательной  программы «Тропинка»

 Дополнительная общеобразовательная  программа  «Тропинка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года, на основе «Примерной программы внеурочной деятельности программы» Н. П. Кузнецовой, Л. Н. Новиковой, Н. А. Костенко, Е. Н. Бурыловой. В ходе составления данной программы также использованы:

  • программа факультативного курса «Экология для младших школьников», А. А. Плешаков;
  • программы кружка для 1 класса «Наш край» Дубовиковой Е.А.

Программа кружка представляет систему эколого-краеведческих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на два учебных года. Для реализации программы отводится 144 часа (по 72 часа каждый год), возможен сокращенный вариант программы – 72 часа (или 36 учебных часов в год, т.е. по 1 часу в неделю) за счет уменьшения практической части занятия.

Актуальность программе придает большой объем регионального компонента, совокупность природоведческой и краеведческой составляющей и обязательная практическая деятельность учащихся на каждом занятии.

Реализация данной программы возможна для организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС.

Программа позволяет интегрировать различные виды и направления образовательной деятельности, и заинтересовать ребенка конкретными социально-значимыми результатами.

 Цель:  формирование основ экологического и патриотического самосознания обучающегося и расширение собственного культурного опыта на основе ознакомления с природой и историей родного края.

 Задачи программы:

Обучающие:

·        познакомить детей с понятиями «экология» и «краеведения»;

·        дать основы знаний о практической деятельности в области охраны животного мира.

·        учить устанавливать причинные связи, делать выводы;

Воспитательные:

·        воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к родному краю;

·        воспитывать эстетическое восприятие окружающей природы;

·        воспитывать экологическую культуру;

Развивающие:

·        развивать познавательный интерес, мыслительную деятельность, наблюдательность, самостоятельность, инициативу;

·        развивать воображение, фантазию, творческие способности;

·        способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к природе и истории родного края.

 Контингент обучающихся – учащиеся 3–5 классов, занятия проводятся  1-2 раза в неделю по 2 часа, количество человек в группе – 15.

Методические рекомендации

Для проведения занятий используются коллективные, групповые формы, а при подготовке к различным конкурсам, выставкам, массовым мероприятиям, в ходе проектной деятельности возможно проведение занятий подгруппами, малыми группами, а также индивидуальных занятий.

При организации занятий хороший результат дают игровые задания как индивидуальные, так и групповые. Детям нравится решать кроссворды, ребусы, анаграммы, викторины.

При проведении занятий рекомендуется использовать наглядные пособия: электронные презентации, учебные фильмы и мультфильмы, плакаты, таблицы, схемы, рисунки, фотографии, учебные коллекции, творческие работы учащихся прошлых лет.

Особое значение при изучении краеведения играют экскурсии. Программой предусмотрены как природоведческие, так и комплексные экскурсии, входе которых решается целый ряд учебных задач.

При организации практической части занятий используются: метод проектов, творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок, издание стенгазет, подготовка выступления агитбригад и т.п.)

На итоговых занятиях по каждой теме живой интерес у детей вызывают командные и индивидуальные игры, соревнования, викторины и тесты.

Условия реализации программы

1.     Материалы: цветная бумага, бархатная бумага, засушенные листья, коряги, шишки, семена растений, пух, бросовый материал (бутылки, крышки, коробочки), клей ПВА, клей "Момент".

2.     Оборудование:  компьютер (ноутбук), проектор, экран, колонки.

3.     Наглядные пособия:

·        Естественно-научные коллекции, гербарии, погрызы, влажные препараты

·        Рисунки, фотографии, иллюстрации, плакаты

4.     Учебные электронные презентации

5.     Научно-познавательные и художественные фильмы и мультфильмы: сборник мультфильмов «КОАПП», «Империя чужих» (о насекомых), «Дом», «Зачарованные болота», «Сокровища морей и океанов», «Эти загадочные животные», «Хищники. Среда обитания», «Прогулки с динозаврами» и проч.

6.     Образцы творческих работ

 Ожидаемые результаты освоения программы

         В результате освоения программы обучающиеся смогут узнать:

·        основную информацию о своей школе, улице, городе, крае;

·        птиц, зверей, насекомых, деревья, кустарники и некоторые травянистые растения своего края;

·        некоторые наиболее интересные моменты в истории своего края и города;

·        правила техники безопасности, правила безопасного поведения в природе;

 Обучающиеся смогут научиться:

·        узнавать  птиц, зверей, насекомых, деревья и кустарники своего края;

·        проявлять заботу о животных, растениях, и природе в целом (построить кормушку, с помощью взрослых сделать скворечник, накормить птиц);

·        экологически грамотно вести себя в природной среде;

·        использовать природный и бросовый материал для изготовления поделок;

·        находить на карте России свой край, город, крупные географически объекты края;

·        участвовать в различных массовых мероприятиях и конкурсах.

Учебно-тематический план образовательной программы «Тропинка», 1 год обучения

Тема занятий

Кол-во часов, всего

В т.ч. теоретические

В т.ч. практические

Вводное занятие

2

2

 

1. Это мой мир

22

9

13

2.Экологическое краеведение

30

13

 

17

3.Историческое краеведение

16

 

6

 

10

Итоговое занятие

2

 

 

2

Итого:

72

 

30

 

42

Учебно-тематический план образовательной программы «Тропинка», 2 год обучения

Тема занятий

Кол-во часов, всего

В т.ч. теоретические

В т.ч. практические

Вводное занятие

2

2

 

1. Это мой мир

46

18

28

2.Экологическое краеведение

60

26

 

34

3.Историческое краеведение

34

 

12

 

22

Итоговое занятие

2

 

 

2

Итого:

144

 

56

 

88

 

 

618419, Пермский край
г.Березники
ул.Большевистская, дом 35
телефон (3424) 27-60-77
e-mail: synberez-35@yandex.ru
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов»