Пояснительная записка образовательной программы «Тропинка»
Дополнительная общеобразовательная программа «Тропинка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года, на основе «Примерной программы внеурочной деятельности программы» Н. П. Кузнецовой, Л. Н. Новиковой, Н. А. Костенко, Е. Н. Бурыловой. В ходе составления данной программы также использованы:
- программа факультативного курса «Экология для младших школьников», А. А. Плешаков;
- программы кружка для 1 класса «Наш край» Дубовиковой Е.А.
Программа кружка представляет систему эколого-краеведческих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на два учебных года. Для реализации программы отводится 144 часа (по 72 часа каждый год), возможен сокращенный вариант программы – 72 часа (или 36 учебных часов в год, т.е. по 1 часу в неделю) за счет уменьшения практической части занятия.
Актуальность программе придает большой объем регионального компонента, совокупность природоведческой и краеведческой составляющей и обязательная практическая деятельность учащихся на каждом занятии.
Реализация данной программы возможна для организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС.
Программа позволяет интегрировать различные виды и направления образовательной деятельности, и заинтересовать ребенка конкретными социально-значимыми результатами.
Цель: формирование основ экологического и патриотического самосознания обучающегося и расширение собственного культурного опыта на основе ознакомления с природой и историей родного края.
Задачи программы:
Обучающие:
· познакомить детей с понятиями «экология» и «краеведения»;
· дать основы знаний о практической деятельности в области охраны животного мира.
· учить устанавливать причинные связи, делать выводы;
Воспитательные:
· воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к родному краю;
· воспитывать эстетическое восприятие окружающей природы;
· воспитывать экологическую культуру;
Развивающие:
· развивать познавательный интерес, мыслительную деятельность, наблюдательность, самостоятельность, инициативу;
· развивать воображение, фантазию, творческие способности;
· способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к природе и истории родного края.
Контингент обучающихся – учащиеся 3–5 классов, занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 2 часа, количество человек в группе – 15.
Методические рекомендации
Для проведения занятий используются коллективные, групповые формы, а при подготовке к различным конкурсам, выставкам, массовым мероприятиям, в ходе проектной деятельности возможно проведение занятий подгруппами, малыми группами, а также индивидуальных занятий.
При организации занятий хороший результат дают игровые задания как индивидуальные, так и групповые. Детям нравится решать кроссворды, ребусы, анаграммы, викторины.
При проведении занятий рекомендуется использовать наглядные пособия: электронные презентации, учебные фильмы и мультфильмы, плакаты, таблицы, схемы, рисунки, фотографии, учебные коллекции, творческие работы учащихся прошлых лет.
Особое значение при изучении краеведения играют экскурсии. Программой предусмотрены как природоведческие, так и комплексные экскурсии, входе которых решается целый ряд учебных задач.
При организации практической части занятий используются: метод проектов, творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок, издание стенгазет, подготовка выступления агитбригад и т.п.)
На итоговых занятиях по каждой теме живой интерес у детей вызывают командные и индивидуальные игры, соревнования, викторины и тесты.
Условия реализации программы
1. Материалы: цветная бумага, бархатная бумага, засушенные листья, коряги, шишки, семена растений, пух, бросовый материал (бутылки, крышки, коробочки), клей ПВА, клей "Момент".
2. Оборудование: компьютер (ноутбук), проектор, экран, колонки.
3. Наглядные пособия:
· Естественно-научные коллекции, гербарии, погрызы, влажные препараты
· Рисунки, фотографии, иллюстрации, плакаты
4. Учебные электронные презентации
5. Научно-познавательные и художественные фильмы и мультфильмы: сборник мультфильмов «КОАПП», «Империя чужих» (о насекомых), «Дом», «Зачарованные болота», «Сокровища морей и океанов», «Эти загадочные животные», «Хищники. Среда обитания», «Прогулки с динозаврами» и проч.
6. Образцы творческих работ
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате освоения программы обучающиеся смогут узнать:
· основную информацию о своей школе, улице, городе, крае;
· птиц, зверей, насекомых, деревья, кустарники и некоторые травянистые растения своего края;
· некоторые наиболее интересные моменты в истории своего края и города;
· правила техники безопасности, правила безопасного поведения в природе;
Обучающиеся смогут научиться:
· узнавать птиц, зверей, насекомых, деревья и кустарники своего края;
· проявлять заботу о животных, растениях, и природе в целом (построить кормушку, с помощью взрослых сделать скворечник, накормить птиц);
· экологически грамотно вести себя в природной среде;
· использовать природный и бросовый материал для изготовления поделок;
· находить на карте России свой край, город, крупные географически объекты края;
· участвовать в различных массовых мероприятиях и конкурсах.
Учебно-тематический план образовательной программы «Тропинка», 1 год обучения
Тема занятий
|
Кол-во часов, всего
|
В т.ч. теоретические
|
В т.ч. практические
|
Вводное занятие
|
2
|
2
|
|
1. Это мой мир
|
22
|
9
|
13
|
2.Экологическое краеведение
|
30
|
13
|
17
|
3.Историческое краеведение
|
16
|
6
|
10
|
Итоговое занятие
|
2
|
|
2
|
Итого:
|
72
|
30
|
42
|
Учебно-тематический план образовательной программы «Тропинка», 2 год обучения
Тема занятий
|
Кол-во часов, всего
|
В т.ч. теоретические
|
В т.ч. практические
|
Вводное занятие
|
2
|
2
|
|
1. Это мой мир
|
46
|
18
|
28
|
2.Экологическое краеведение
|
60
|
26
|
34
|
3.Историческое краеведение
|
34
|
12
|
22
|
Итоговое занятие
|
2
|
|
2
|
Итого:
|
144
|
56
|
88
|
|