Главная
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательная программа учреждения
Методические документы
Аннотации к образовательным программам
Программы
Юные исследователи природы
Я и моё здоровье
Экодизайн
В мире животных
Зеленый океан
Тропинка
Дорога творчества
Экология для любознательных
Экологи-Туристы-Исследователи
Поющая гитара
Расписание
Руководство. Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Программа развития
Новости
Мероприятия и конкурсы
ЛОК
Дорожная безопасность
Исследования школьников
Методическая гостиная
Для Вас, родители!
Фотогалерея
Поиск
Полезные ссылки
Вопрос-ответ
GISMETEO: Погода по г. Березники

Пояснительная записка

  Формирование культуры здоровья – одна из сложных и наиболее важных проблем современности. Процесс переоценки ценностей, поток антикультуры избыточно влияет на души детей. Современные дети остро чувствуют «взрослые» проблемы: рост преступности, наркоманию, алкоголизм, снижение уровня жизни. Перечисляя эти факторы нездоровья нельзя забывать о неумении самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни.

 Исследования психологов показали, что у детей здоровье занимает последние ступеньки в ряду личностных ценностей. Отсутствие личных приоритетов здоровья приводят ребенка, лишенного возможности проявления своей личной индивидуальности, к внутренней дисгармонии, к нарушениям положительного взаимодействия с окружающим миром. В результате у многих детей наблюдается пессимизм, эмоциональная обедненность, различные формы саморазрушающего поведения.

Кроме того, многолетние исследования показали, что мощным похитителем здоровья детей является и система образования, особенно начальная школа. Вся концептуальная основа школьной жизни сориентирована против природы ребенка: дети на протяжении школьного дня обездвижены, так как преобладает словесно – информационная модель построения учебного процесса. Педагоги увлеклись знаниями в ущерб чувствам. Души детей переполнены страхом, одиночеством, тревогой.

Одним из путей решения проблемы формирования культуры здоровья может стать  реализация  программы дополнительного образования «Я и мое здоровье», главной целью которой является  воспитание у детей активного   отношения к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой, формирование навыков и сознательной установки на здоровый образ жизни. Данная программа рассчитана на системный подход в  приобщении детей и подростков к здоровому образу жизни, расширении умений и навыков.

Реализация данной программы возможна в рамках внеурочной деятельности в условиях ФГОС.

Цель программы:

Создание условий для формирования   у детей и подростков ценностного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью  окружающих людей;

Задачи:

Обучающие

·        Поддерживать интерес к изучению собственного тела, его строения и функционирования;

·        Научить детей  бережно относиться к своему организму в целом;

·        Научить жить в гармонии с собой и окружающим миром;

·        Приобщить детей к ЗОЖ через систему анкетирования, тренинговых, практических занятий, театрализации.

Воспитательные

·        Воспитывать активную позицию как по отношению к своей жизни, так и к окружающему миру;

·        Воспитывать уверенность в себе, умение анализировать поступки чувства, мысли, бережно относиться к своей семье, друзьям, ко всему живому.

·        Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни;

·        Воспитывать бережное отношение к себе, своему здоровью.

Развивающие

·        Развивать продуктивное творческое мышление;

·        Развивать  творческие способности детей, воображение, фантазию;

·        Развивать позитивную «Я-концепцию»: я-умею, я-значу, я-могу.

·        Развивать коммуникативные навыки.

В изученной литературе, пособиях не удалось найти разработанной   программы валеологического  содержания. В наиболее разработанном пособии «Я и моё здоровье»  авт. В.М. Мельничук представлен цикл из 36 уроков по формированию культуры здоровья с очень кратким содержанием и личный «Дневничок- Здоровячок» ребенка, который может быть использован для закрепления материала, выполнения творческих и игровых заданий. Эти материалы в дополненном виде вошли в данную образовательную программу, которая в представленном варианте рассчитана на 3 года обучения (с 1 по 3 год обучения) и предназначена для детей 9-11 лет.  Программа четвертого года обучения предусматривает расширение и углубление знаний учащихся в области ведения ЗОЖ, развитие интереса к предмету и формирование ценностного отношения к собственному здоровью. Рассчитана она на учащихся 5-6  классов. Содержание курса включает дополнительный материал в области профилактики социально-опасных заболеваний и формированию психически здоровой личности, а также практическими занятиями, направленными на укрепление здоровья обучающихся. Курс предусматривает работу учащихся с дополнительной литературой, подписными изданиями, что способствует совершенствованию навыков самостоятельной деятельности.

Программа предусматривает 72 занятия по 2 часа, 144 часа в год (1-3 год обучения), 36 занятий по 2 часа, 72 часа в год (4-й год обучения).  

Данный вариант программы составлен с учетом запросов потребителей: детей, родителей педагогов. Программа может быть использована для организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.  При необходимости календарно-тематические планы могут корректироваться в сторону увеличения или уменьшения учебных часов.

Концептуальные положения

Программа предполагает использование модели построения учебного процесса более эффективной, более гуманной, нежели традиционная. Она основана на следующих идеях:

·        личность ребенка – цель образовательной системы;

·        каждый ребенок талантлив;

·        формирование положительной “Я-концеции”: я нравлюсь, я способен, я значу;

·        сотрудничество, опора на  общение;

·        замена принуждения желанием, рождающимся от успеха;

·        учебные занятия строятся на  радости, удовольствии, движении;

·        знания  через игровую деятельность и творчество;

·        приоритет положительного стимулирования, не страх за оценки, а развитие естественных интересов, любознательности;

·        предоставление возможности реализовать себя в творческой деятельности:

·        использование воспитательного потенциала семьи.

В традиционных программах воспитания и обучения явно прослеживается приоритет знаний над чувствами, т.е. чувства, переживания, эмоциональное восприятие действительности остаются неразвитыми. Программа «Я и мое здоровье» предусматривает не только сообщение знаний (анатомии, гигиены, физиологии), но и способствует развитию эмоций и чувств. Большое место в Программе отводится начальным психологическим знаниям (умение понимать себя, свое состояние, переживания, видеть себя со стороны как бы глазами другого человека, понимать других людей). Программа создает условия для развития творческих способностей детей на практических занятиях.

Целевые установки и ориентации

·        Формирование основного мотива жизни и деятельности:  познание себя в окружающем мире, самоутверждение, самовыражение в творчестве

·        Обеспечение усвоения ребенком расширенных знаний и навыков по культуре здоровья, строению собственного тела, пониманию его красоты и совершенства, по сохранению здоровья

·        Утверждение в ребенке стремления к чистоте, красоте, доброте, желания самому нести в жизнь прекрасное и доброе

·        Развитие творческих способностей, фантазии, воображения, художественного вкуса в разнообразных видах деятельности,

·        Развитие коммуникативных навыков

·        Воспитание активной позиции по отношению к своей жизни, к окружающему миру

Работа с детьми по Программе убеждает, что восприятие знаний «о самих себе в окружающем мире» позволяет ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания, «пробиваться»  к себе, к своему достаточно сложному миру, к постижению философских основ: «Кто я?», «Зачем я?», «Для чего я?», «Как я живу?», «Что значит быть здоровым?»

В результате освоения данной программы дети должны приобрести  ключевые компетенции

·        В области знаний о своем теле;

·        О функционирования организма,

·        О  здоровом образе жизни;

·        Причин, вызывающих разные эмоциональные состояния человека и заболевания.

Методическое обеспечение программы

Деятельность детей на занятии педагог организует, используя нетрадиционные приемы. Дети “не изучают” программный материал 1-го и 2-го года обучения, а отправляются в увлекательное путешествие по СТРАНЕ ЗДОРОВЬЯ, в котором их сопровождают удивительные персонажи – жители страны Здоровья: Гномик-Здоровячок, доктор Витаминка, фея Чистюлька, мистер Осанка, фея Любовь, доктора Природы: Свежий Воздух, Вода, Отдых. Но как в любом сказочном путешествии на пути встречаются злые силы, которые предстают перед детьми в виде Черных братьев: Курилка, Алкоголь.

  В ходе этого путешествия по Стране Здоровья педагог организует разнообразные виды игровой и творческой деятельности детей.

Этот игровой прием детям понятен и принят детьми, так как им представлена наглядно карта этой страны Здоровья, в ней есть города (Город Пяти чувств, город Крепыш, город Любви, город Семья), области (Ушария, Глазария, Языкария и т.д.), улицы (Ощущений, Осязания, Обоняния, Фруктовая, Овощная, Доброты и т. д.)

 Для реализации  педагогической идеи предлагается использовать следующую технику,  приемы и методы:

1.     Информация из области гигиены, анатомии, физиологии в форме игр, путешествий, творческих конкурсов, практикумов.

2.     Приемы и методы ТРИЗ: системный оператор, метод фокальных объектов, моделирование маленькими человечками, личная аналогия, эмпатия, салат из сказок, сказки-кальки, карты Проппа.

3.     Психогимнастика. Дети учатся снимать усталость, раздражительность, недовольство, управлять своим внутреннним состоянием.

4.     Дидактические и оздоровительные подвижные игры.

5.     Обучение практическим навыкам: гимнастика для глаз, ушей, пальцев, упражнения для предупреждения сколиоза и т.д.

6.     Оздоровительные этюды.

7.     Тесты, тренинги.

8.     Личная книжка ребенка- «Дневничок–Здоровячок»: способствует практическому освоению и закреплению материала соответственно теме занятия, исследованию себя, делает процесс обучения более приятным, осмысленным, творческим.

9.     Эксурсии – любования, Дни Здоровья, прогулки по тропе здоровья.

10.           Детский проект – «Сорные слова».

11.           Инсценирование.

Программа 3-го года обучения дает возможность практического выхода знаниям детей, полученным на 1-м и 2-м году обучения, возможность пропаганды и популяризации идей здоровой жизни посредством сценического воплощения образов. Дети овладевают средствами образной выразительности, находят пути самовыражения в театральном творчестве.     Программа четвертого года обучения, рассчитанная для детей 5-6 классов, предполагает применять следующие виды деятельности: теоретические занятия, практические работы, экскурсии, составление схем, графиков. Планируется социологические исследования, которые предполагают работу с другими учащимися школы, родителями. Динамика интереса фиксируется при помощи анкетирования на первом и последнем занятии, собеседования после освоения программы.

Каждое занятие по содержанию включает в себя и сообщение новых знаний, и обучение практическим навыкам по сохранению и укреплению здоровья в ракурсе темы занятия (упражнения для укрепления позвоночника, снятия усталости, охраны здоровья, зрения, слуха и т.д.). Изучение программы организуется в самых разных формах, способных заинтересовать непосед: занятия-общения, занятия-беседы, занятия-экскурсии, тренинги, практикумы, детский театр, детские игры, занятия-путешествия, групповые и индивидуальные творческие работы, предпочтение отдаётся поисково-экспериментальным проблемным методам и методам ТРИЗ.

 С помощью этих инструментов педагог хочет видеть своих воспитанников не простыми подражателями, а творцами своего здоровья, умеющими общаться, делать здоровый выбор, самостоятельно мыслить, любить себя, окружающих людей, жизнь, как высшую ценность.

Механизм отслеживания результатов усвоения

образовательной программы

 В результате освоения программы обучающиеся  смогут узнать:

некоторые особенности функционирования организма, правила  охраны органов чувств и ухода за ними;

элементарные законы здоровой жизни: режим дня;

 правила здорового питания;    

правила гигиены и закаливания;

роль  физкультуры и спорта в укреплении здоровья;

способы сохранения физического и психического здоровья;

способы поддержания хорошего настроения.

 Обучающиеся  смогут научиться:

самостоятельно содержать свое тело в чистоте, одежду;

управлять своим настроением, чувствам, предвидеть последствия поступков, слов;

анализировать и оценивать поведение (свое и других людей);

владеть способами оказания первой медицинской помощи (при порезах, ушибах, кровотечении);

владеть основными навыками сохранения здоровья.

 Для итоговой диагностики уровня знаний кружковцев разработаны:

-         К каждому году обучения зачетные вопросы по темам программы;

-         Тесты-задания  для отслеживания уровня полученных  умений и навыков.

Для отслеживания уровня усвоения программы предполагается проводить анализ участия кружковцев в выставках, конференциях, конкурсах творческих работ, рефератов, проектов.

Для текущей диагностики уровня усвоения изучаемого материала предполагается к каждой теме и поурочно разработать:

-         Тесты

-         Викторины

-         Кроссворы

-         Карточки –задания

-         Тесты-задания для отслеживания практических умений и навыков.

Для диагностики задач развития и воспитания используются:

-         Анкеты

-         Тесты

-         Анализы творческих работ и посещаемости.

Ожидаемые результаты освоения программы  прописываются для каждого года обучения после раздела «Содержание программы». 

Учебно-тематический  план образовательной программы «Я и мое здоровье», первый год обучения

п/п

Темы занятий

Количество часов

всего

теория

практика

 

Введение.

2

2

 

1

Человек - частица природы

6

2

4

2

Я и моя семья.

16

7

9

3

Из чего я сделан.

6

2

4

4

Как и зачем мы едим.

18

8

10

5

Глаза, язык, уши, кожа, нос - органы чувств.

20

10

10

6

Наши внутренние доспехи.

10

4

6

7

Кровь - живая вода нашего организма

8

3

5

8

Наш дыхательный аппарат.

8

3

5

9

Мой дом – хранитель моего здоровья

12

5

7

10

Если я заболел. Помоги себе сам.

10

4

6

11

Человек может всё!

16

7

9

12

Общестанционный компонент

20

10

10

 

Итоговое занятие

2

 

2

Итого

144

66

78

Учебно-тематический  план образовательной программы «Я и мое здоровье», второй год обучения

 

п/п

Темы занятий

Количество часов

всего

теория

практика

 

Введение.

2

2

 

1

Человек - частица природы

6

2

4

2

Клетка – основа жизни

4

2

2

3

Я и моя семья

6

3

3

4

Для чего нужны еда и вода

4

2

2

5

Как следует питаться

8

3

5

6

Наши органы дыхания

8

3

5

7

Наши внутренние доспехи

6

2

4

8

Познакомься – это ты

32

11

21

9

Кожа – зеркало здоровья

8

3

5

10

Забота о глазах, ушах

2

1

1

11

Сердце и кровеносная система

12

5

7

12

Я и мой дом

10

5

5

13

Режим дня и ритм жизни

14

7

7

14

Общестанционный компонент

20

10

10

 

Итоговое занятие

2

 

2

Итого

144

61

83

Учебно-тематический  план образовательной программы «Я и мое здоровье», третий год обучения

 

п/п

Темы занятий

Количество часов

всего

теория

практика

1

Театральная  гостиная

11

2

9

2

Театральная  азбука

39

12

27

3

Театральная мастерская

63

20

43

4

Репетиции. Индивидуальная работа

(входит в репетиции)

60

16

44

5

Мастерская кукол и масок.

27

8

19

6

Ура! Премьера

16

 

16

 

ИТОГО

216 часов

63

153

Учебно-тематический  план образовательной программы «Я и мое здоровье», четвертый год обучения

Наименование тем

Всего часов

Из них теории

Из них практич

 

Вводное занятие

2

2

 

1

Здоровье – твое богатство

4

2

2

2

Основы правильного питания

10

5

5

3

Профилактика болезней и вредных привычек – путь к здоровому образу жизни

20

10

10

4

Психическое здоровье подростка

20

10

10

2

Валеологическая оценка учебного   процесса

14

7

7

 

Итоговое занятие

2

 

2

 

ИТОГО

72

36

36

 

618419, Пермский край
г.Березники
ул.Большевистская, дом 35
телефон (3424) 27-60-77
e-mail: synberez-35@yandex.ru
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов»