Пояснительная записка
Данная программа составлялась с учетом запросов потребителей дополнительных образовательных услуг: детей, их родителей и учителей. А для детей необходимо активно участвовать, действовать, проявлять свои творческие способности в мероприятиях, акциях, конкурсах, праздниках, фестивалях, которые отражают данный момент или день в жизни школы, города, нашего края и страны. Данная образовательная программа поможет детям активно включиться в организацию и проведение школьных праздников, подготовиться к разным школьным мероприятиям, конкурсам, концертам для родителей, ветеранов и т.д.
Дети очень любят петь с микрофоном, выступать на сцене, работать с новой музыкальной техникой, оформлять сцену, делать костюмы и рекламу.
Все это формирует положительные эмоции и позитивное отношение ребят к литературному, музыкальному, театральному искусству и вообще к жизни, а также является своего рода профориентационной работой.
«Раз уж мы выступаем на сцене, значит мы уже не просто мальчики и девочки, а - АРТИСТЫ…». Дети будут понимать, что актеры долго и тщательно готовятся к выступлениям. И они также серьезно должны готовиться к своим выступлениям.
Наши занятия помогут сформировать тягу к творчеству, преодолеть сложности в общении на уроке и на сцене, выявить индивидуальные особенности детей, развить разносторонние способности и потребность отдавать их на общую радость и пользу, помогут расширить знания в области литературы и музыки, повысить речевую и сценическую культуру, воспитать нравственные и эстетические чувства. Становление личности через творческое самовыражение – что может быть лучше для учащихся от 9 до 15 лет? Именно на эти подростковые возрастные группы: младшую, среднюю, старшую (9, 10 - 11, 12 – 14 лет) - рассчитана программа «Дорога творчества».
Возрастной диапазон учащихся, которым предназначена эта образовательная программа, 9 – 14 лет. Группы комплектуются по возрасту детей.
Первая группа – 1 год обучения (9 лет);
Вторая группа – 2 год обучения (10 – 11 лет);
Третья группа – 3 год обучения (12 – 14 лет).
Занятия в группах должны сформировать у детей интерес к широкой образованности, развить творческий потенциал личности, руководствуясь следующими принципами:
- добровольности;
- коллективности;
- гуманности.
Программа содержит теоретическую и практическую части: изучение основ актерского мастерства, вокальной и музыкальной техники, режиссуры, подготовку и проведение массовых мероприятий.
Программа состоит из 3-х модулей:
1. Театральное мастерство.
2. Вокальное творчество.
3. Организация праздника: техника, режиссура, оформление сцены, костюмов, реклама мероприятий.
Цель программы: приобщение детей к музыкальному и актерскому искусству, формирование культуры общения друг с другом и взрослыми, воспитание личности ребенка.
Задачи программы:
- выработка практических навыков выразительного чтения и пения произведений различного жанра;
- помощь детям в преодолении психологической и речевой «зажатости»;
- повышение интереса к изучению литературы и музыки;
- формирование навыков чтения и исполнения песен на сцене;
- формирование культуры здоровья и познания самого себя;
- воспитание личности, способной к сознательному систематическому творческому труду и самостоятельной работе на сцене.
Для проведения занятий используется: тренинги, распевание, ритмические упражнения, разучивание текстов и мелодий, репетиции концертов, игры и танцы.
Формы: агитбригада, литературно – музыкальная гостиная, кафе – клуб,
творческие встречи, вечера – портреты и т. п..
Репертуар разнообразен, разработан с учетом возрастных интересов детей, соотнесен с календарем школьных мероприятий.
Принципы формирования репертуара:
- качество и содержание сценария (композиции), наличие идей здоровой жизни;
- литературно – музыкальные художественные особенности произведений, дающие возможность для проявления творческих способностей;
- возможности группы детей и их индивидуальные способности.
Занятия проводятся в хорошо проветриваемом актовом зале.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (9 – 11 лет, 144 часа в год) или 2 раза в неделю по 3 часа (12 – 14 лет, 216 часов в год).
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы учащиеся смогут узнать:
- О связи и взаимодействии видов искусств;
- Об организации праздничных мероприятий;
- О профессии артиста, певца, ведущего мероприятия, концерта;
- О культуре зрителя;
- О способах сохранения своего здоровья.
Дети смогут научиться:
- Выразительной, правильной дикции;
- Эмоциональной выразительности движений;
- Актерскому мастерству;
- Общению со зрителем;
- Организации мероприятия;
- Пению выразительным певческим звуком.
Технические средства: музыкальный центр, телевизор, DVD, диски с записью мелодий и песен, магнитофон, микрофоны, синтезатор, фортепиано.
Условия реализации программы.
Помещение для занятий – просторная, хорошо проветренная комната или актовый зал. Для мероприятия есть сцена, оборудование для усиления звука. Для занятий «Театрально – музыкальной азбукой» имеются: материалы для этюдной работы; игры на развитие речи, воображения и музыкальной памяти.
Механизм оценки результатов освоения программы.
Данная программа не предполагает экзаменационной системы контроля. Коллективная деятельность детей реализуется в конце каждой четверти в конкретном выступлении для зрителей: воспитанников детского сада, учеников начальной школы, родителей. Дети представляют свое творчество на конкурсах и фестивалях соответствующего направления. Работа детей оценивается зрителями и педагогами.
Анализ выступлений по критериям: выразительность речи (интонация, дикция), музыкальное интонирование и музыкальная дикция, выразительность образа (жесты, поза, мимика), артистическая смелость (раскованность, свобода).
Отзывы: заведена тетрадь отзывов.
Определение уровня воспитанности детей по методике СЮН г. Березники.
Учебно-тематический план первого года обучения.
№
|
Наименование раздела
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1.
|
Театральная гостиная
|
3
|
6
|
9
|
2.
|
Театрально – музыкальная азбука
|
10
|
10
|
20
|
3.
|
Литературно –
музыкальная мастерская
|
10
|
20
|
30
|
4.
|
Репетиции, индивидуальная работа
|
10
|
20
|
30
|
5.
|
Выступления
|
|
5
|
5
|
6.
|
Пение и ритмика
|
20
|
30
|
50
|
|
Итого:
|
|
|
144
|
Учебно-тематический план второго года обучения.
№
|
Наименование раздела
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1.
|
Основы хореографии
|
10
|
14
|
19
|
2.
|
Основы актёрского мастерства
|
10
|
10
|
20
|
3.
|
Вокал
|
20
|
20
|
40
|
4.
|
Репетиции, индивидуальная работа
|
10
|
20
|
30
|
5.
|
Выступления
|
|
5
|
5
|
6.
|
Сценическая речь
|
10
|
20
|
30
|
|
Итого:
|
|
|
144
|
Учебно-тематический план третьего года обучения.
№
|
Наименование раздела
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1.
|
Основы режиссуры
|
10
|
30
|
40
|
2.
|
Сценическое движение
|
10
|
30
|
40
|
3.
|
Вокал
|
20
|
30
|
50
|
4.
|
Репетиции, индивидуальная работа
|
20
|
30
|
50
|
5.
|
Организация мероприятий и
(помощь младшим группам)
|
|
6
|
6
|
6.
|
Грим
|
10
|
20
|
30
|
|
Итого:
|
|
|
216
|
|