Главная
Сведения об образовательной организации
Новости
Мероприятия и конкурсы
ЛОК
Дорожная безопасность
Исследования школьников
Методическая гостиная
Для педагогов всех профилей и направлений
Методические рекомендации КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ - ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ, авт Кнурова Н.В.
Для педагогов, работающих с детскими садами и начальной школой
Для Вас, родители!
Фотогалерея
Поиск
Полезные ссылки
Вопрос-ответ
GISMETEO: Погода по г. Березники

Конспект выступления на педсовете

«Компетентностный подход в обучении учащихся - требование времени»

(Методические рекомендации) 

Составитель: Кнурова Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования 2 квалификационной категории

«ПЛОХОЙ  УЧИТЕЛЬ

ПРЕПОДНОСИТ  ИСТИНУ,

ХОРОШИЙ УЧИТ ЕЕ НАХОДИТЬ»

А.Дистервег

Компетентностный подход в образовании  - это целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетентностей.

Компетенция – это готовность человека к мобилизации знаний, умений для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.

Компетентность – это совокупность личностных качеств ученика (ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), это способность к деятельности в определенной личностно-значимой сфере. Компетентностный подход не отрицает значение знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.

В «Стратегии модернизации содержания общего образования» определено 7 групп ключевых компетенций:

1. Ценностно-смысловые компетенции – это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем.

2. Общекультурные компетенции – это опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества.

3. Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенции ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

4. Информационные компетенции – навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативные компетенции – навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

6. Социально-трудовые компетенции -  выполнение роли гражданина наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи.

7. Компетенции личностного самосовершенствования  направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены. Забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Таким образом, нам всем нужно понять и принять мысль о том, что главное предназначение образования в современной школе не вооружать суммой умений, знаний и навыков в той или иной предметной области, а сформировать через эту предметную область умение учебной, исследовательской деятельности, коммуникативные умения, способность к самопознанию, к самообучению, самовоспитанию, самореализации. Поэтому компетентностный подход и является требованием времени. 

ПОЛЕЗНЫЕ ПРАВИЛА – СОВЕТЫ 

ПО ФОРМИРОВАНИЮ  КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧЕНИКОВ

Независимо от технологий, которые использует педагог, он должен помнить нижеприведенные правила:

  1. Главное есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
  3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
  4. Необходимо чаще использовать вопрос «почему»? чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
  5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
  7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
  8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.
  9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
  11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
  12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
  13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
  14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. 

КАКОЙ УРОК НУЖЕН ДЕТЯМ?

ИЛИ 

НОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ  В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ 

  1. Занятие-проект (самостоятельная и коллективная творческая работа, имеющая социально-значимый результат).
  2. Комплексное занятие (сочетание разных видов деятельности).
  3. Занятие-интервью (создание ситуаций успеха).
  4. Свободный выбор (создание занимательности и оперативного применения знаний).
  5. Занятие-эссе (обучение детей навыкам исследовательской деятельности).
  6. Занятие-коллоквиум (обучение детей навыкам исследовательской работы).
  7. Занятие-конкурс (соревнование в области познания, умений, навыков).
  8. Занятие-практикум (участие детей в практической деятельности).
  9. Занятие-подсказка (создание ситуаций самопроверки).
  10. Слабое звено (создание ситуации успеха).
  11. Я на ринге (создание ситуации, обеспечивающей развитие и саморазвитие личности).
  12. Занятие-импровизация (опора на способности, интересы детей, совместное творчество педагога и детей).  
  13. Занятие-общение (совместное обсуждение вопросов, ответов).
  14. Занятие-фантазия (применение элементов ТРИЗ).
  15. Занятие-аукцион (интеллектуальный бой с педагогом). 

Семь секретов нетрадиционных форм занятий

  • Каждое занятие должно вести к познанию и утверждать Добро через обращение к Сердцу;
  • В процессе обучения и воспитания – избавление от устаревших авторитарных педагогических методов,  от системы подавления;
  • Использование таких приемов сотрудничества, при которых обучающиеся чувствовали бы себя самостоятельной и свободно действующей личностью;
  • Построение занятий таким образом, чтобы они носили познавательно-эмоциональный характер;
  • Внесение в занятие разнообразных рубрик: «читальный зал», «это полезно знать», «ученые считают», «минута поэзии», «свободный микрофон» и др.;
  • Активное использование разнообразных форм анализа и самоанализа деятельности педагога и обучающихся детей;
  • Помнить: «Все гениальное – просто!» 

 

ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Основными показателями экологической компетентности являются:

  • Экологические знания и умения;
  • Освоение способов познания природной и социальной среды;
  • Умение искать, получать и обрабатывать информацию;
  • Наличие природоохранных умений и навыков;
  • Умение сотрудничать и работать в группе;
  • Участие в проектной деятельности;
  • Умение находить новые решения проблемных ситуаций;
  • Проявление личностного, эмоционального отношения. 

Иерархия уровней экологической компетентности:

Низкий  – критический уровень экологической компетентности. Характеризуется ошибочными представлениями о природе, отсутствием мотивов и желания охранять природу. У детей несформировано ценностное отношение к природе, к своему здоровью, навыки и умения природоохранной деятельности и работы в группе.

Ниже среднего  – ориентировочный уровень развития экологической компетентности. Характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений о природе, отсутствием интереса к окружающему миру и желание его охранять. Природоохранная и проектная деятельность направляется взрослыми.

Средний  – допустимый уровень развития компетентности. Характеризуется тем, что ребенок обладает определенным объемом знаний и представлений о природе, но не всегда эти знания являются мотивами его деятельности. Отсутствует активная позиция.

Выше среднего  – продвинутый уровень развития компетентности. Характеризуется достаточным объемом знаний и представлений о мире природы. Ребенок может контролировать и оценивать свою деятельность, имеет достаточно развитые мотивы природоохранной деятельности.

Высокий  – оптимальный уровень экологической компетентности. Ребенок уверен в своих силах, имеет достаточно устойчивую нравственную позицию, стремится к природоохранной деятельности, осознает свою ответственность за жизнь планеты, умеет применять свои знания в практической деятельности, обладает опытом, позволяющим заниматься проектной деятельностью.

 Выступление составлено по материалам: 

  1. Л. В. Моисеева, Ю.Г.Никитина  Формирование экологической компетентности младших школьников. Педагогическое образование в России, 2011.
  2. Д.С.Ермаков, Формирование экологической компетентности учащихся. – М.: МИОО, 2009.
  3. Модернизация современного образования: к экологической компетентности – через экологическую деятельность: Материалы V Всероссийского научно-методического семинара 8-12 ноября 2006 г. Санкт-Петербург. – СПб.: «Крисмас+», 2006. 

618419, Пермский край
г.Березники
ул.Большевистская, дом 35
телефон (3424) 27-60-77
e-mail: synberez-35@yandex.ru
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов»