Главная
Сведения об образовательной организации
Новости
Мероприятия и конкурсы
ЛОК
Дорожная безопасность
Исследования школьников
Темы работ для школьников
Статьи и работы учащихся
Методическая гостиная
Для Вас, родители!
Фотогалерея
Поиск
Полезные ссылки
Вопрос-ответ
GISMETEO: Погода по г. Березники

 

Темы школьных проектов
(в т.ч. исследовательских),
которые могут быть актуальны для нашего города
 
Экологические:
 
1.      Школьная (городская молодежная) экологическая газета
      В нашем городе и крае проводится много различных экологических мероприятий для школьников и молодежи: конкурсы, акции, конференции, семинары. В большинстве из них может принять участие любой желающий. Мероприятия проводятся для детей, а информация о них поступает учителям, педагогам. Не секрет, что многие педагоги просто не успевают рассказать школьникам о том, где можно приложить свои усилия и получить за них заслуженное вознаграждение в виде приза, диплома, грамоты… Другое направление в газете - рассказ об экологической ситуации в нашем городе: многие не знают, например, в центе треугольного сквера растёт не карельская береза, а черемуха Мака, что Быгелька значительно чище, чем р.Южная Лёнва, протекающая за городом… И третье – в газете стоит рассказывать о тех, кому наша экология небезразлична. Вы не поверите, но в нашем городе есть такие школьники, и их немало.
 
2.      Городской парк глазами молодых
      Не первый год внимание СМИ, администрации города привлечено к нашему городскому парку: там и мероприятия проводят, и аттракционы есть, но все-таки нашему парку еще очень далеко до совершенства… Что нужно сделать, чтобы парк стал привлекательным для молодежи? Конечно, парочка американских горок и ежедневные концерты «звезд» могли бы этому помочь… Но ведь это так дорого, что совершенно нереально. А между тем, почти напротив парка находится яркий пример, где небольшие вложения по благоустройству привели к тому, что популярность повысилась в несколько раз… Угадали о чем речь? Треугольный сквер. Возможно, что и парк наш достоин подобного. Как появился наш парк? Что в нём необычного и уникального? Как это можно использовать с выгодой для горожан? Что может привлечь в парк молодежь? – вот темы и для экологических, и для социальных исследований и проектов.
 
3.      Экологический календарь нашего города
Все мы знаем, что 5 июня отмечается Всемирный день защиты окружающей среды, а 22 апреля – Всемирный день Земли. Есть и другие экологические даты, и не только дни, например, 21 сентября отмечается Всемирная ночь летучих мышей. Есть Всероссийские дни, посвященные различным профессиям и датам. А есть наши, местные, дни, которые отмечаются только в Пермском крае и даже только в нашем городе, и некоторые из них связаны не только с историей, но и с экологией. Знаете ли вы, например, когда отмечается день рождения у наших заповедников или Камской ГЭС? Наверняка такой местный экологический календарь был бы востребован у многих педагогов, экологов, работников СМИ, библиотек…
 
4.      Виртуальная экскурсия в живой уголок СЮН
В живом уголке на Станции юных натуралистов обитает много различных животных, несколько десятков видов, а поголовное количество, конечно, еще больше. Все они очень интересные, у каждого есть своя история. Узнать эту информацию можно на экскурсии по живому уголку. Но для этого надо: во-первых, прийти на СЮН, во вторых попасть на экскурсию, а в-третьих, обладать достаточным количеством времени, чтобы экскурсию прослушать и просмотреть в полном объеме. Редко, когда все эти три условия совпадают. Бывает, что будущие посетители сомневаются, стоит ли идти на экскурсию, бывает, экскурсоводы заняты, и не могут провести экскурсию, особенно если экскурсантов пришло мало, 1-2 человека. Вот тогда бы и выручила всех виртуальная экскурсия. Сделать её можно в нескольких вариантах, и у каждого варианта была бы своя целевая группа. Вариант первый – информационные таблички у каждого живого экспоната, в которой были бы указаны различные научные сведения и протсо интересная информация о каждом объекте: латинское и русское название, биологическая классификация, родина, места обитания, экологическая ниша, чем питается, каковы условия содержания, как это животное попало к нам, что оно любит и прочее, прочее, прочее… Второй вариант – электронная презентация на основе этих табличек и фотографий наших животных, которую бы можно было разместить в сети Интернет. Тогда познакомиться с нашим живым уголком смогли бы даже те, кто по какой-либо причине не может прийти вариант – видеофильм, который можно было бы демонстрировать на различных выездных мероприятиях, например, в школах, детских садах, загородных лагерях.
 
5.      Гидротехнические сооружения нашего города
Эта тема уже несколько лет предлагается к изучению школьниками на краевом конкурсе «Чистая вода» как одна из самых актуальных. К гидротехническим сооружениям относятся водонапорные башни, дамбы, плотины, шлюзы и т.п. Изучение истории их возникновения, современного состояния, перспектив дальнейшего использования – тема данного исследования.
 
6.      Энергосбережение в школе, дома и за его пределами
Об актуальности этой темы даже не стоит ничего говорить. Вместе с проблемой утилизации мусора сейчас это одно из самых востребованных в экологии направлений исследований не только у школьников, но и у взрослых. Однако большинство проектов этого направления изучают традиционные, уже предложенные другими возможности экономии ресурсов: использование душа вместо ванны, энергосберегающих ламп вместо ламп накаливания и т.п. А можете ли вы предложить что-то новое? То, чего еще до вас никто не предлагал? Или вы можете предложить, как внедрить эти технологии в «народные массы», как сделать так, чтобы этими технологиями стали пользоваться практически все?
 
7.      Экологические видеофильмы «Быгель», «Толыч», «Новожилово», «Наша Кама», «Наш парк»… и т.д.
Если вы думаете, что знаете о Быгельке всё, то поверьте, что глубоко ошибаетесь! Быгелька – это настоящий удивительный мир, который хотя и находится рядом, но мало кому знаком. Например, знаете ли вы, что заливные луга этой речки любимое место гнездования чибисов и уток, что в этой речке обитают разные ручейники, поденки, водяные жуки, клопы… Все они образуют удивительный мир, где кто-то кого-то ловит, ест, использует… Здесь есть и страшные челюсти, и лапы с шипами, и прочие атрибуты, характерные скорее для фильма ужасов, чем для небольшой речушки… Не меньший интерес представляют и другие природные объекты, расположенные вокруг нашего города. Рассказать о них другим в форме небольших увлекательных видеофильмов было бы весьма благодарной задачей. Главное – взглянуть на эти объекты по-новому, нетрадиционно, но обязательно с учетом современных веяний науки.
 
8.      Экология Березников в цифрах
Знаете ли вы, сколько зеленых насаждений приходится на одного жителя? А сколько тонн соли выносят наши маленькие речки в Каму за один день? А что ПДК в Толыче по некоторым показателям превышены в 90 тысяч раз? Есть и другие цифры и показатели, которые касаются нашего города. Какие-то из них пугают, какие-то – обнадеживают… А ещё цифры гораздо убедительнее слов. А если цифры сделать наглядными – через баннеры, плакаты… Трудно будет придумать более убедительные доказательства того, что окружающая среда нуждается в нашей заботе и защите. Возможно, что лучшие творения могут лечь в основу печатной продукции, которая будет востребована учреждениями, занимающимися экологическим просвещением населения.
 
9.      Старшеклассник и экология
Что знают современные старшеклассники об экологии? Большинство считают, что экология – это прикладное народное движение по уборке мусора, ну, может быть по посадке деревьев… Мало кто задумывается о том, что экология это, в первую очередь, наука. Да и о том, что мусор надо выкидывать в урну, а макулатуру – собирать задумываются не многие старшеклассники. Почему так происходит? Почему малыши первоклассники выкидывают обертку от фантика в урну, а десятиклассник бросает банку от пива прямо на газон? Что меняется за эти 10 лет обучения в школе? Как это изменить?
 
10. Мусор в городе
Сейчас одна из актуальных тем исследовательских и практических работ в области экологии – раздельный сбор мусора. Если бы жители нашего города стали собирать разный мусор в разные тары (отдельно – бумагу, отдельно – пластик, отдельно – стекло, и т.д.), то стало бы возможным не хоронить его на территориях огромных зловонных свалок, а пускать в переработку и получать из отходов - доходы. Вся проблема только в том, что сортировка мусора, если он раздельно не собирается, это самая дорогостоящая процедура в процессе переработки, которая делает это процесс совершенно нерентабельным. В большинстве развитых стран мусор уже давно собирают раздельно, а наша страна – опять в числе отстающих. Как это изменить? Почему нашим соотечественникам трудно выбросить мусор в определенный контейнер? Как изменить сознание наших граждан?
 
11. Летняя школьная исследовательская экспедиция (экологическая)
По-настоящему изучать природу можно только в природе. И, наверное, самое подходящее для этого место и время – это экспедиция. Но любая экспедиция возникает не на пустом месте: захотели - и отправились… Экспедиция требует большой предварительной подготовки, четких целей, спланированного маршрута и полевых работ. Кто-то подумает: это не для меня, я далеко отправиться в экспедицию не могу… А почему экспедиция должна быть обязательно далёкой? Первый и второй пруд, Чашкинские озера, Огурдинский бор, малые реки – Быгель, Толыч, Медведица, Зырянка, Извер, Лёнва вполне могут стать достойными объектами для исследовательских маршрутов. Если заранее знать, что, где, когда и как изучать – скучно в экспедиции не будет. А то, что хорошо спроектировано – легко реализуется, и возможно, что следующим летом вы будете не просто участником, а одним из организаторов своей собственной экспедиции.
 
12. История, современное состояние и перспективы Аллеи строителей (Аллеи молодежи, Рябинового сквера и других природных объектов на территории нашего города, озеленения определенных улиц)
В нашем городе много различных природных объектов. У каждого из них есть своя история возникновения, история «жизни»… Все эти объекты сейчас находятся в различных состояниях: что-то ухожено и процветает, а что-то – находится на грани исчезновения. «Проследить» историю какого-то одного из природных объектов от момента его создание до нынешних дней, оценить современное состояние объекта, выяснить причины, которые привели к нынешним результатам, разработать рекомендации по улучшению и развитию выбранного природного объекта – всё это может лечь в основу хорошей исследовательской работы с реальным практическим результатом, что очень ценится в конкурсах краевого и российского уровня.
 
13. Пусть бегут неуклюже… или Ливневая канализация в нашем городе
Каждый, кто живет в нашем городе, знает, что дожди в Березниках - не редкость. А хороший ливень вполне может остановить движение не только пешеходов, но и автомобилей на некоторых улицах. Пройти же по тротуарам, не замочив ног, во время дождя практически невозможно. В других городах такого не наблюдается – даже во время проливного дождя луж практически нет. В чем же дело? Чем отличается наш город от Перми и Москвы? Как обстоят дела в других странах, где осадки значительны. Как можно исправить сложившуюся в нашем городе ситуацию?
 
14. Маленький музей природы
Музей – это вовсе не скучно, особенно, если создаешь его сам. А музей природы, пусть даже и очень небольшой, учит не только знать, но и любить, и ценить то, что нас окружает в лесу или на полянке. Даже если у вас есть лишь небольшой уголок в классе, размером 2 на 2 метра, на нем можно разместить много интересной наглядной информации. Что можно разместить в такой экспозиции? Как правильно скомпоновать и оформить материал? Конечно, создать музейный уголок – дело накладное и трудоемкое, а вот спроектировать такое под силу и старшекласснику. А можно продумать и разные варианты, для ребят разного возраста. Для тех, кто помладше – что-то яркое и интерактивное, для тех, кто постарше – что-то серьезное, заставляющее задуматься. Наверное, главным в этом музее должно быть то, что объекты и экспонаты должны быть в полной мере «наши», местные, те, с которыми в обычной жизни может столкнуться почти каждый.
 
15. Закон на страже природы или Как пожаловаться на беспорядок у речки и проследить за его исполнением
Не для кого не секрет, что в Быгельке моют машины, что в пойме реки проводят автомобильные гонки, которые уродуют берега речки, что берега реки покрывает слой мусора… Как защитить речку с точки зрения закона? Лучшим результатом этой работы стал бы определенный алгоритм (порядок действий): что и в какой последовательности нужно сделать, чтобы наконец-то привлечь тех, кто виноват в загрязнении речки , к ответственности и сдвинуть дело с мертвой точки. А вторым практическим результатом могут стать реальные действия и результаты по улучшению экологического состояния какой-либо речки.
 
16. Экологическая тропа (в городском парке, на пришкольном участке и т.д.)
 
17. Способы экономической оценки городского (загородного) природного объекта
 
18. Экологическая антиреклама
 
19. То березка, то рябинка… или Проблемы озеленения нашего города
Большинство горожан Березников понимают, что, несмотря на то, что в 50-е годы прошлого века наш город был одним из самых зеленых в стране, сейчас с озеленением в Березниках не всё в порядке. Старые, падающие тополя, утомляющие многих своим «пухом», составляющие большую часть зеленых насаждений уже давно и морально, и физически устарели. Улицы Березников ждут новых зеленых друзей. Но как правильно их выбрать? Не все древесные культуры комфортно чувствуют себя на пыльных улицах, в солоноватой почве, в отсутствии себе подобного окружения. А как подобрать деревья и кустарники для озеленения, учитывая их эстетические характеристики? Какие новые интродуцированные (красивое слово?) растения можно использовать в зеленой архитектуре города? Лучшим результатом этой работы стал бы проект по озеленению нашего города с планом или даже макетом. Конечно, может оказаться, что целый город – это очень много для проекта, в таком случае исследуемую территорию можно уменьшить, остановившись на каком-то одном районе.
 
20. Необычные деревья и кустарники нашего города
 
 
Социальные:
 
  1. Старшеклассник и дополнительное образование
  2. Старшеклассник и туризм
      Что знают старшеклассники о туризме? С чем у них ассоциируется это слово: со смелым альпинистом, покоряющим вершину Эвереста или с комфортным отдыхом на Канарах, ну, в крайнем случае, в Турции? Хотят ли путешествовать современные старшеклассники? Куда отправляются на отдых ваши одноклассники? Как они выбирают свои маршруты? Тема может быть интересна для многих турагентств нашего города, а также для вас лично, если в будущем вы планируете связать свою профессию с туристским бизнесом.
  1.  
 
Экономические:
 
  1. Исследование тарифных планов разных операторов сотовой связи
  2. Банковские вклады: оптимальный вариант для каждого

Если у вас есть ещё какие-то идеи - поделитесь с нами через рубрику "Вопрос-ответ".

 

618419, Пермский край
г.Березники
ул.Большевистская, дом 35
телефон (3424) 27-60-77
e-mail: synberez-35@yandex.ru
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов»